Президентский контроль
Информационный бюллетень № 12, 2017
УДЕЛЯТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ КАЧЕСТВУ ДОРОГ И СНИЖЕНИЮ АВАРИЙНОСТИ
В двенадцатом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.
Номер открывается статьей «Уделять особое внимание качеству дорог и снижению аварийности», которая основана на проверке исполнения в Оренбургской области требований федерального законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам реализации программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 гг.» в части качества и уровня аварийности дорог.
По данным, предоставленным правительством Оренбургской области, соответствуют нормативным требованиям 21,5% дорог регионального и межмуниципального значения, а местного значения – 82,2%. Вместе с тем, по информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, 43% муниципальных образований региона с общей протяженностью дорог 4675,1 км, или 37,6% от всех муниципальных дорог региона (12 413 км), в представляемой отчетности в графе «протяженность дорог, не отвечающих нормативным требованиям», указывают «0».
При этом субсидии из областного бюджета на софинансирование ремонта автомобильных дорог местного значения ежегодно выделяются всем муниципальным образованиям региона. Вызывают сомнения и данные о протяженности местных дорог, направляемые муниципальными образованиями в Оренбургстат.
Так, прокуратурой г. Новотроицка в ходе проверки реализации мероприятий программы «Развитие транспортной системы муниципального образования г. Новотроицк на 2015–2020 гг.», утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Город Новотроицк» от 9 сентября 2014 г. № 1546-п, установлено, что, по данным официальной статистики, общая протяженность дорог, находящихся в собственности муниципального образования, в 1,9 раза меньше указанной в программе. Таким образом, представляемые муниципальными образованиями региона в органы статистики сведения не отражают истинного положения дел с состоянием и протяженностью находящихся в их ведении дорог.
По информации управления министерства юстиции по Оренбургской области в регионе полномочия в сфере повышения безопасности дорожного движения в части качества и уровня аварийности дорог реализованы в достаточной степени.
Органы исполнительной власти Оренбургской области в соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 гг.» учитывают положения указанной федеральной целевой программы.
Вместе с тем управлением министерства юстиции по Оренбургской области выявлен ряд нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, в которых к тому же установлены коррупциогенные факторы.
До настоящего времени не приведен в соответствие с действующим законодательством приказ министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области от 14 ноября 2016 г. № 169-пр «Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Оренбургской области».
Органами прокуратуры области также установлены факты несоответствия федеральному законодательству положений отдельных нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В 2010-е годы Владимирская область вошла в состоянии стагнации – значимые инвестиционные проекты, в том числе в социальной сфере, были скорее исключением, чем правилом. Газификация ползла «черепашьими» темпами, здравоохранение и ЖКХ были на грани коллапса. Крайне низкий уровень оплаты труда приводил к тому, что квалификационные трудовые ресурсы уезжали на заработки в г. Москву или г. Нижний Новгород. Перед пришедшей в 2013 году новой командой администрации во главе с губернатором С. Орловой стояла непростая задача – преодолеть отставание в социально-экономическом развитии региона и изменить настрой людей. Как реализуется эта задача рассказывается в статье «С выбранного курса не свернем» под рубрикой «На контроле Президента».
Уже четыре года Владимирская область уверенно входит в число регионов устойчивого экономического развития. Внешнеторговый оборот области увеличился на 15% и составил около 1,7 млрд. долларов, экспорт вырос в 1,6 раза. При этом, что очень важно – более 92% составляет несырьевой экспорт. В его основе – продукция химической промышленности, продовольственные товары, машиностроительная продукция и оборудование, древесина и целлюлозно-бумажные изделия.
Область экспортирует свыше 400 видов товаров в 103 страны мира. Основные торговые партнеры – это Китай, Германия, Индия, Италия, Казахстан, Беларусь, Польша, Турция. Годовой объем отгруженной продукции составляет около 440 млрд. рублей. По многим видам продукции Владимирская область является лидером в общероссийском производстве. Практически в каждой отрасли имеются конкурентоспособные предприятия, выпускающие продукцию мирового уровня и имеющие большие возможности в организации импортозамещающих производств. Важно, что доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте составляет 27,2%. Это выше, чем в среднем по России (19,8%).
Региональная власть активно взаимодействует с федеральным Фондом развития промышленности, оказывающим поддержку проектам по внедрению передовых технологий, созданию новых продуктов или организации импортозамещающих производств.
Предприятия области энергично встраиваются в планы импортозамещения, реализуемые государственными корпорациями «Газпром», «РЖД», «Объединенная судостроительная корпорация», «Ростех». Установлены партнерские отношения с Трансмашхолдингом, АО «Транснефть – Верхняя Волга», РусГидро, Россети, Сбербанком России, Банком ВТБ и другими.
В регионе сформированы уже семь центров импортозамещения по принципу интеграции базового предприятия и субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных единым технологическим циклом.
Вместе с тем в регионе есть ряд территорий, экономика которых ранее базировалась на текстильном или штамповочном производствах, которые не пережили период экономических реформ 90-х годов. Так, например, Камешковский район был официально признан прежней администрацией территорией экономического бедствия, да и некоторые иные малые города и поселки городского типа стали «плачем Ярославны», как окрестили их упадок местные журналисты.
Поэтому новая команда управленцев сосредоточила усилия на решении стратегической задачи, поставленной Президентом Российской Федерации – обеспечить развитие российских моногородов в первую очередь через диверсификацию экономики, привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест. В целом на реализацию масштабного проекта «Фонда развития моногородов» направлено более 636 млн. рублей при софинансировании со стороны областной администрации в объеме 216 млн. рублей.
Область помогает таким территориям и в рамках областных госпрограмм. Так, помощь моногородам стала отдельным направлением в программе развития малого и среднего предпринимательства. В 2017 году на развитие малого бизнеса в гг. Курлово, Камешково, Кольчугино и Вязники выделено 10 млн. рублей.
Под рубрикой «Что показали проверки» опубликован материал «Деньги государственные, а расценки коммерческие». В его основе – результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ формирования и использования бюджетных ассигнований дорожных фондов субъектов Российской Федерации» (с учетом ранее проведенных по данной тематике контрольных мероприятий в Воронежской, Калужской, Московской, Саратовской и Ярославской областях), проведенного Счетной палатой Российской Федерации.
В 2012 году Президентом Российской Федерации была поставлена задача по удвоению строительства и реконструкции автомобильных дорог к 2022 году. Для этого в первую очередь следует качественно спланировать дорожную деятельность. Вместе с тем анализ госпрограмм субъектов Российской Федерации показал несбалансированность запланированных показателей по вводу автодорог.
Так, в госпрограмме Республики Чувашия определено, что в 2013–2017 гг. будет введено 127 км, а в 2018–2022 гг. – более 2000 км. В Вологодской области в соответствии с госпрограммой в период 2013–2020 гг. запланирован ввод 56 км, а в последующие 2 года – 433 км.
В настоящее время всеми регионами приняты законы о дорожных фондах, а также утвержден порядок их формирования и использования. В большинстве регионов дорожные фонды формируются за счет 7 и более источников, при этом основными являются только 3 – акцизы на нефтепродукты, транспортный налог и межбюджетные трансферты.
Прогнозирование поступления доходов от акцизов и транспортного налога осуществляется на низком уровне. В 2015 году прогнозные значения по указанным источникам составили 268,6 млрд. рублей, фактически поступило 400 млрд. рублей, или на 49% больше. Наибольшее отклонение фактического от прогнозного показателя сложилось в следующих регионах: г. Санкт-Петербург – 8,1 млрд. рублей; Омская область – 3,4 млрд. рублей; Саратовская область – 3,2 млрд. рублей.
Бюджетным кодексом, а также законами субъектов о дорожных фондах определено, что неиспользованные в 2016 году бюджетные ассигнования дорожных фондов направляются на их увеличение в очередном году. Так, в нарушение указанной нормы на 2016 год не было направлено 76,7 млрд. рублей, в том числе Саратовской областью – 1,35 млрд. рублей, Кемеровской областью – 1,4 млрд. рублей.
Одним из основных вопросов увеличения объемов дорожных фондов является повышение качества администрирования транспортного налога. Однако задолженность по его уплате ежегодно только увеличивается. По состоянию на 1 января 2016 г., задолженность составила 99,7 млрд. рублей, увеличившись за 2015 год на 18 млрд. рублей. Так, в г. Москве задолженность – 21,8 млрд. рублей, в Краснодарском крае – 3,6 млрд. рублей; в Самарской области – 3,1 млрд. рублей.
Проверка Счетной палатой Российской Федерации выявила ряд нарушений и недостатков при использовании Саратовской и Ярославской областями средств на осуществление дорожной деятельности.
Проверкой установлены факты принятия бюджетных обязательств с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств, что является нарушением Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» была сформирована Федеральная служба по аккредитации в целях повышения эффективности государственного управления в сфере аккредитации. В октябре 2017 г. в г. Ванкувер (Канада) состоялась официальная церемония подписания руководителем Федеральной службы по аккредитации А. Херсонцевым и председателем Международной организации по аккредитации лабораторий М. Малмквист Нилссон Договоренности о взаимном признании Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC MRA) в области испытаний и калибровки. Присоединение России к Договоренности ILAC MRA упростит вывод отечественной продукции на внешние рынки. Об этом рассказывается в статье «Росаккредитация получила международное признание».
С 2011 года в Российской Федерации проводится реформа системы аккредитации, одними из главных целей которой являются гармонизация применяемых в России правил и процедур аккредитации с международными стандартами, рекомендациями международных организаций и сотрудничество с национальными органами по аккредитации государств – членов Евразийского экономического союза.
Исходя из этих целей, закрепленных в Концепции формирования единой национальной системы аккредитации Федеральная служба по аккредитации с начала своей деятельности последовательно развивает сотрудничество с международными организациями по аккредитации, а также с национальными органами по аккредитации стран – торговых партнеров Российской Федерации.
Международная деятельность Федеральной службы по аккредитации осуществляется по следующим основным направлениям: вступление в международные организации по аккредитации; развитие двустороннего сотрудничества с национальными органами по аккредитации стран, являющихся торговыми партерами Российской Федерации; внедрение в Российской Федерации системы надлежащей лабораторной практики, развитие сотрудничества в области аккредитации в рамках Евразийского региона.
Статус участника Договоренности APLAC MRA открывает новые возможности для отечественных экспортеров при выходе российской продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, а в последующем – и на рынки других стран. Членство в этом клубе означает, что Росаккредитация присоединилась к глобальному партнерству – Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC), после чего испытательные лаборатории, аккредитованные Службой, смогут с разрешения Росаккредитации использовать на своих протоколах знак ILAC MRA, что позволит российским экспортерам проще продвигать свою продукцию.
«Обеспечивать благоприятный деловой климат» - так называется статья, опубликованная под рубрикой «На страже закона и порядка». В ней речь идет о том, как Генпрокуратура России проводит работу по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации по улучшению условий ведения бизнеса и обеспечению его гарантированной защитой.
Стратегией развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года предусмотрена необходимость придания правовой системе, регулирующей предпринимательскую деятельность, ясного, понятного и внутренне непротиворечивого характера. В связи с этим прокурорами особое внимание уделяется обеспечению законности нормативных правовых актов, регламентирующих отношения с участием хозяйствующих субъектов. Только в этом году по протестам прокуроров отменено или изменено около 19 тыс. правовых актов, которые содержали требования, ущемляющие права предпринимателей.
В частности, осуществляется системный надзор за приведением в субъектах Российской Федерации нормативных правовых актов в соответствие с исчерпывающим перечнем процедур в сфере жилищного строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 403, и их практическим применением. Прокурорское вмешательство требовалось в целях приведения таких нормативных правовых актов в соответствие с требованиями изменившегося федерального законодательства. Наибольшее их количество оспорено прокурорами Чувашской Республики, Республики Башкортостан, Волгоградской), Курской, Тамбовской областей, Красноярского края.
В целях обеспечения благоприятного делового климата в этом году Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка соблюдения прав инвесторов на территории Дальневосточного федерального округа. Устранены многочисленные нарушения, связанные с недостатками нормативно-правового регулирования, предоставлением мер поддержки инвестиционным проектам, прохождением разрешительных процедур, заключением концессионных соглашений.
Под рубрикой «На страже закона и порядка» помещена также подборка информационных сообщений под общим заголовком «Сокращается число преступлений экономической направленности», подготовленная по материалам пресс-службы МВД России.
Ответственный редактор
|
А. Киселёв
|
Предыдущие выпуски
|