логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 9, 2017

ОБЕСПЕЧИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

В девятом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей «Обеспечить эффективность расходования бюджетных средств», посвященной результатам проверки исполнения в Астраханской области федеральных законов и решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения сбалансированности бюджетов и эффективности использования бюджетных средств.

В ходе проверки было установлено, что по основным показателям, характеризующим социально-экономическое развитие, в регионе в последние годы отмечена положительная динамика.

Так, по информации Астраханьстата, объем валового регионального продукта в 2016 году по сравнению с 2014 годом существенно увеличился и составил 334,0 млрд. рублей.

Вырос индекс промышленного производства до 109,8%. Темпы производства продукции сельского хозяйства составили 101,3%.

Увеличился оборот предприятий и организаций, который в 2016 году был на уровне 446,5 млрд. рублей, или 106,8% к предыдущему году.

Между тем рост основных макроэкономических показателей развития региона не отразился положительно на пополнении доходной части бюджета Астраханской области.

Как показал проведенный анализ, в прошлом году в консолидированный бюджет области поступило 38,8 млрд. рублей, что на 1,4% ниже поступлений 2014 года (основная причина – уменьшение налоговых и неналоговых доходов).

При этом для мобилизации доходов и оптимизации расходов органами власти области были реализованы мероприятия, которые позволили в определенной степени сократить бюджетные расходы, но в целом не способствовали достижению необходимого эффекта по мобилизации доходов.

Не смогли обеспечить стабильного роста инвестиций по всем отраслям экономики принятые органами власти Астраханской области меры по повышению инвестиционной привлекательности.

За период с 2014 по 2016 год в регионе освоено 350 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Между тем предприятия только шести из пятнадцати отраслей показали рост инвестиций.

Основной же вклад в инвестиционный процесс внесли организации нефтегазового сектора (свыше 151 млрд. рублей инвестиций в основной капитал) и отрасли транспорта и связи в основном в части транспортирования по трубопроводам нефти и газа (65,2 млрд. рублей).

Объем инвестиций по остальным отраслям экономики до настоящего времени остается несущественным, а уровень их инвестиционной привлекательности низким.

В 2016 году отрицательный финансовый результат имели 5 областных предприятий с суммой убытков более 71 млн. рублей и 28 муниципальных предприятий с суммой убытков 131 млн. рублей.

Как показала проверка, ежегодно растет и совокупная задолженность таких предприятий по налогам и сборам. Если на начало 2014 года из 33 государственных предприятий Астраханской области должниками по налоговым платежам являлись 22 (66,6%) предприятия, то на начало 2017 года из 21 предприятия должниками являлись 18 (85,7%).

Аналогичная ситуация наблюдается и с муниципальными предприятиями.

Орловская область целенаправленно ведет работу по выполнению заданий, которые определены в поручениях и указах Президента Российской Федерации В. Путина. Эта работа призвана дать новый импульс развитию государства, увеличить его мощь и потенциал, подчеркнуть независимость, свободу в принятии решений, обеспечить стабильность и процветание сограждан. В статье «Вместе строим будущее» о некоторых итогах рассказывает губернатор Орловской области В. Потомский.

По мнению автора статьи, работа по выполнению заданий Президента Российской Федерации с весны 2012 года находится в области на самом строгом контроле. Было много рассуждений о том, что в условиях, в которые поставили Россию разногласия на международной арене, поручения необходимо «заморозить» до лучших времен. Но как бы трудно ни приходилось, область никогда не разделяла скептических настроений. Вероятно, именно поэтому сегодня есть результат.

Высокими темпами идет реализация областной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Всего до 1 сентября 2017 г. расселению подлежало 1890 человек из 103 аварийных домов, признанных аварийными до 1 января 2012 г. Стоимость работ превысила 1,1 млрд. рублей.

В настоящее время с заданием справились 8 муниципальных образований: г. Мценск, Мценский, Глазуновский, Ливенский, Орловский, Урицкий, Хотынецкий и Залегощенский районы.

Комплексный показатель выполнения долгосрочной программы (2013–2017 гг.) на 1 января 2017 г. составил 165%. Расселено 96,3% аварийного фонда.

На территории области с 2013 года по апрель 2017 г. включительно введено в эксплуатацию 38 многоквартирных домов, в которых приобретены квартиры для переселенцев из аварийного жилья, причем основная часть (свыше 83%) – по муниципальным контрактам участия в долевом строительстве.

В завершающем этапе 2016–2017 гг. принимают участие три муниципальных образования: гг. Орел, Ливны и Верховский район. В прошлом году было расселено 3,4 тыс. кв. метров аварийного жилья. Не позднее 1 сентября 2017 г. предстоит расселить 74 человека из 46 помещений.

По оценке Фонда содействия реформированию ЖКХ, Орловская область входит в десятку передовых субъектов Российской Федерации. С 2013 года в рамках реализации указа Президента Российской Федерации жилищные условия улучшили более 1,8 тыс. человек, площадь расселенных помещений составила 26 тыс. кв. метров.

Поручение Президента Российской Федерации о завершении мероприятий по переселению граждан из аварийных домов, признанных таковыми до 2012 года, будет исполнено в текущем году в полном объеме.

В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 решена задача ликвидации очереди в дошкольные учреждения для детей от 3 до 7 лет. В 2016 году в области введено более 1 тыс. мест в детских садах.

Регион вплотную подошел к реализации масштабного проекта по ликвидации II смены в общеобразовательных организациях.

В статье «Активнее принимать меры по выявлению и устранению причин обращения в адрес Главы государства» приводится информационно-статистический обзор рассмотренных во II квартале 2017 г. обращений граждан, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту Российской Федерации, а также результатов рассмотрения и принятых мер.

Во II квартале 2017 г. в обращениях в адрес Главы государства содержались вопросы, решение которых в первую очередь находится на федеральном уровне – 56,1% вопросов, во вторую очередь на региональном уровне – 34%, и в третью очередь на местном уровне – 9,9% вопросов, в том числе 1,1% вопросов составили вопросы, рассматриваемые в соответствии с иным порядком, установленным федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, чем предусмотренным Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Авторы, прежде всего, проявляли повышенный интерес к вопросам 27 наименований, содержащихся в типовом общероссийском тематическом классификаторе.

В обращениях, содержащих вопросы, разрешение которых находится на федеральном уровне, наибольшее внимание уделялось сообщениям о недостатках в работе Минстроя России и просьбам о содействии в реализации своих прав на жилище по вопросу «Ипотечное кредитование» (1167), связанным в большинстве случаев с досрочным завершением программы помощи ипотечным заемщикам, оператором которой выступало АО «АИЖК».

В обращениях, содержащих вопросы, разрешение которых находится на региональном уровне, наибольшее внимание уделялось сообщениям о нарушении нормативных правовых актов, связанным в основном с планируемым строительством бизнес-центра на месте детской спортивной площадки в районе Замоскворечье г. Москвы, кроме того, недостаткам в работе органов исполнительной власти Московской области, которые в большинстве случаев были связаны с функционированием полигона твердых бытовых отходов «Кучино» в г. Балашихе, а также сообщениям о недостатках в работе должностных лиц органов исполнительной власти Калининградской области по вопросу «Деятельность в сфере строительства» (105), связанным в большинстве случаев с точечным строительством жилого дома вблизи зеленой рекреационной зоны Нижний пруд в г. Калининграде.

В обращениях, содержащих вопросы, разрешение которых находится на местном уровне, наибольшее внимание уделялось сообщениям о недостатках в работе органов местного самоуправления, связанным в большинстве случаев с просьбами об отставке мэра г. Балашихи Московской области Е. Жиркова.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации рассмотрела промежуточные итоги анализа реализации задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Был сделан общий вывод, который и вынесен в заголовок статьи – «Расселения из аварийного жилья проходят медленно».

За девять месяцев 2016 года было расселено 0,74 млн. кв. метров аварийного жилья, или 33,6% показателя, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда». Общий остаток аварийного жилья, подлежащего расселению в срок до 1 сентября 2017 г., составляет более 5 млн. кв. метров.

Проведенный анализ показывает сохранение негативных тенденций в проблемных регионах (показатель 2015 года по количеству расселяемых граждан не был достигнут на указанную отчетную дату в Амурской, Саратовской, Тульской, Тверской, Вологодской, Ивановской, Липецкой и Самарской областях, республиках Коми, Тыва, Дагестан, Карелия, Адыгея, Чеченской и Кабардино-Балкарской республиках, Забайкальском и Приморском краях). Реального улучшения ситуации пока так и не произошло. Действия со стороны Минстроя и Фонда ЖКХ, несмотря на имеющиеся поручения Правительства, также пока не привели к желаемому результату.

Наиболее критическая ситуация сложилась в Карелии, где расселено только 26% общего объема аварийного жилья, Дагестане (27%), Амурской (30%) и Саратовской (30%) областях, Республике Тыве (3%).

За девять месяцев 2016 года в 25 регионах выполнение годового целевого показателя по расселяемой площади на 2016 год составило менее чем 30%. При этом в 10 регионах (Амурская, Ивановская, Саратовская, Тверская, Тульская области, республики Дагестан, Карелия, Коми, Тыва, Забайкальский край) переселение (по данным на 1 октября 2016 г.) не начато.

Из 23 регионов, не выполнивших целевой показатель на 2015 год по площади расселенного аварийного жилья, на 1 октября 2016 г. так и не достигли установленного показателя 10 регионов. Целевой показатель по количеству расселяемых граждан не достигнут в 17 из 26 регионов (не расселено 15,3 тыс. человек).

Под заголовком «Четкие цели и задачи в программе сейсмоусиления не установлены, а деньги расходуются» публикуется статья о проверке использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий региональных программ по сейсмоусилению в рамках ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009–2018 годы». Объектами контрольного мероприятия стали Минстрой России, правительства Республики Алтай и Карачаево-Черкесской Республики и администрации муниципальных образований этих республик. Эта статья так же, как и предыдущая, подготовлена по материалам департамента пресс-службы и информации Счетной палаты Российской Федерации.

Федеральная целевая программа «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009–2018 годы» была разработана в целях создания условий для устойчивого функционирования жилищного фонда и основных объектов жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации.

Но, как показали проверки, в проверяемый период (2013–2015 гг.) на реализацию Программы из федерального бюджета было перечислено 74% предусмотренного объема субсидий. При этом финансирование Программы за счет средств регионов, участвующих в Программе, в 2013 году составило 37% объема средств федерального бюджета, поступивших в виде софинансирования, в 2014-м – 16%, в 2015-м – 12%.

По итогам проверки были выявлены многочисленные нарушения и недостатки, в том числе отсутствие надлежащей системы управления и должного контроля за ходом реализации Программы со стороны государственного заказчика – Минстроя России).

В статье отмечается также, что, согласно результатам проверки, бюджетные ассигнования направлялись в основном на сейсмоусиление или строительство новых сейсмостойких объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта. При этом сейсмоусиление имеющихся в регионах сейсмоопасных жилых домов и основных объектов жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения) в проверяемом периоде не проводилось.

Прокурорами субъектов Российской Федерации активизирована работа по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщиков-организаций для обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов в соответствии со ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации. О проводимой работе рассказывает статья «Арест имущества – действенный способ ликвидации налоговой задолженности», подготовленная по материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В статье отмечается: практика показала, что применение арестных мероприятий в отношении имущества налогоплательщика является эффективным способом обеспечения налоговых поступлений в бюджет. В то же время они позволяют предпринимателям продолжить работу, ликвидировав налоговую задолженность.

В 2016 году после применения ареста имущества должниками добровольно погашена задолженность на сумму более 3 млрд. рублей. Только в г. Москве по результатам дачи санкции прокурорами о наложении ареста на имущество налогоплательщиками полностью погашена задолженность по налогам на сумму 596 млн. рублей, в Калининградской области - 320 млн. , в г. Санкт-Петербурге – более 250 млн. В Нижегородской области публичным акционерным обществом задолженность в размере более 8,5 млн. рублей погашена уже на следующий день после получения налоговым органом санкции прокурора.

В Пермском крае санкционирование прокурором постановления об аресте имущества общества с ограниченной ответственностью позволило в течение месяца обеспечить поступление в бюджет более 20 млн. рублей, в Калининградской области предприятием возмещено в бюджет более 47 млн. рублей в течение 1,5 месяцев после применения ареста, в Республике Мордовия футбольным клубом уплачено 13 млн. рублей по истечении двух месяцев после ареста имущества.

Всего по итогам прокурорского надзора в сфере налоговых правоотношений в 2016 году органами прокуратуры выявлено более 64 тыс. нарушений. В целях их устранения внесено 12,3 тыс. представлений. Принесено 14,6 тыс. протестов на незаконные правовые акты, направлено в суд более 3 тыс. исков и заявлений.

После прокурорского вмешательства к административной ответственности привлечены 1,1 тыс. человек, к дисциплинарной ответственности – 7 тыс. лиц, предостережены 553 лица.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» помещена также очередная подборка информационных сообщений под общим заголовком «Экономические преступления на контроле МВД России», подготовленная по материалам пресс-службы МВД России.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ