логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 4, 2017

ЗАЩИТИТЬ ПРАВА ГРАЖДАН, УЧАСТВУЮЩИХ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

В четвертом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей «Защитить права граждан, участвующих в долевом строительстве», посвященной проверке исполнения в Краснодарском крае законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве.

В ходе проверочных мероприятий была проанализирована работа органа исполнительной власти края, реализующего контрольно-надзорные полномочия в области долевого строительства многоквартирных домов.

Также для изучения практики защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве жилья, проводились выборочные проверки в гг. Краснодар, Сочи, Новороссийск, Анапа, Туапсе и Горячий Ключ.

С 2013 года Краснодарский край является лидером среди субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, по объему строительных работ и вводу жилья в эксплуатацию.

В связи с социальной значимостью вопроса обеспечения населения жильем в последние годы в регионе наблюдаются стабильно высокие темпы роста жилищного строительства. Только на момент проверки осуществлялось строительство более 1,7 тыс. многоквартирных домов.

Ежегодно в крае увеличивается и количество объектов долевого строительства (с 639 в 2015 году до 682 в первом полугодии 2016 г.). При этом негативным фактором данной тенденции является регулярный рост числа граждан, вложивших денежные средства в строительство жилья и пострадавших от действий (бездействия) застройщиков. Так, на начало 2015 года в специальный реестр были включены 339 граждан по 15 «проблемным» объектам, а на 1 июля 2016 г. уже 544 гражданина по 32 объектам.

Фактически количество пострадавших граждан от действий застройщиков в регионе оказалось гораздо больше. На 1 июля 2016 г. на территории края имелось 138 «проблемных» объектов долевого строительства с общим количеством пострадавших граждан более 9,5 тыс. человек, в число которых входили как объекты из вышеуказанного реестра, так и иные, по которым застройщики нарушили свои обязательства перед участниками долевого строительства.

Степень строительной готовности 81 «проблемного» объекта составляла от 0 до 95%. Строительство отдельных домов на момент проверки было завершено, однако, в силу разных обстоятельств (проблемы с вводом в эксплуатацию, «двойные продажи» и др.) права граждан не были восстановлены.

Причинами сложившейся в регионе ситуации в области долевого строительства жилья явились как финансовые аспекты, в том числе отсутствие у застройщиков необходимых для завершения строительства средств, так и их незаконные действия, которым также способствовало отсутствие своевременного и эффективного контроля со стороны региональных органов государственной власти и местного самоуправления (возведение объектов без разрешений на строительство, путем отклонения от проектной документации, вне предусмотренных генеральным планом зонах жилой застройки и т.д.).

Несмотря на принятые в Краснодарском крае правовые, организационные и иные меры в сфере долевого строительства органы власти и местного самоуправления не гарантировали гражданам в полной мере защиту от действий недобросовестных застройщиков.

Проверкой был выявлен целый ряд застройщиков, нарушивших права участников долевого строительства на своевременное получение жилых помещений по договорам и не принимающих мер к устранению данных нарушений. В связи с расходованием денежных средств граждан на цели, не связанные со строительством, правоохранительными органами в ходе проверки в отношении отдельных застройщиков возбуждены уголовные дела. По другим нарушениям, имеющим признаки уголовно наказуемых деяний, организованы дополнительные проверочные мероприятия.

По материалам контрольного департамента прокуратурой Краснодарского края было возбуждено 4 административных дела за нарушения требований законодательства об участии в долевом строительстве.

В целом проверка показала, что контрольно-надзорная деятельность не способствовала улучшению ситуации в сфере долевого строительства, не предупредила должным образом появление в регионе новых «проблемных» объектов и в целом не сократила имеющийся масштаб распространенности нарушений прав дольщиков.

По итогам 2016 года Мурманская область вошла в двадцатку регионов с наилучшими результатами социально-экономического развития территорий. За достижение таких результатов область получит дополнительно 218 млн. рублей из федерального бюджета на решение первоочередных задач. В статье «Мурманская область ставит задачу стать стратегическим центром Арктической зоны России» губернатор Мурманской области М. Ковтун знакомит читателя как с планами, так и с результатами проделанной работы.

Губернатор отмечает, что основными гарантами экономической стабильности в области являются предприятия горнопромышленного комплекса, которые существенно влияют на формирование налоговых доходов бюджета. В 2016 году основной вклад внесли АО «Апатит», предприятия консолидированной группы ПАО ГМК «Норильский никель» и АО «Ковдорский ГОК».

Работающие в регионе предприятия не свернули ни одного проекта, уверенно реализовали намеченные планы по модернизации производств и обеспечили дополнительные налоговые поступления в консолидированный бюджет области. Это позволило направить средства на решение первоочередных задач, в том числе на 6,2% проиндексировать с 1 октября 2016 г. оклады работников бюджетной сферы и снизить дефицит бюджета.

В целом по региону рост средней заработной платы более чем на 6% обеспечивается внебюджетным сектором экономики. Ее размер составил более 47,5 тыс. рублей, в бюджетной сфере – почти 43 тыс. рублей с приростом в 4,7%.

На фоне существенного замедления роста инфляции возможности восстановления потребительского рынка расширились. Но к докризисному уровню он сможет вернуться лишь в текущем году.

Адаптировался к новым условиям и рынок труда – уровень зарегистрированной безработицы снизился до 1,5%. Был сохранен безопасный уровень дефицита областного бюджета и долговой нагрузки.

Одной из главных задач по-прежнему является поддержка и стимулирование инвестиций. В области создана четкая и прозрачная система сопровождения инвестиционных проектов, которая уже показала свою эффективность в работе с инвесторами любого масштаба.

Правительство Мурманской области заключило 12 соглашений о государственной поддержке стратегических и приоритетных инвестиционных проектов, общий объем инвестиций по которым превышает 90 млрд. рублей. В рамках проектов предполагается создать более 7 тыс. новых рабочих мест.

Решение задач любого уровня сложности в первую очередь зависит от профессионализма и активности привлеченных для этого кадров. Статья директора Департамента государственной службы и кадров Правительства Российской Федерации, доктора экономических наук А. Сороко «Профессиональное развитие управленческих кадров: пути совершенствования и перспективы» затрагивает механизм подбора и подготовки кадров для решения сложных задач, стоящих перед страной.

Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 403 были утверждены Основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016–2018 гг. Затем Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. № 1919-р был утвержден план мероприятий по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016–2018 годы.

Утвержденный Правительством Российской Федерации план мероприятий состоит из четырех разделов, каждый из которых соответствует одному из Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016–2018 годы. Всего согласно плану запланировано проведение девятнадцати мероприятий, реализация каждого из которых подразумевает достижение пошагово конкретных ожидаемых результатов. Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение проведения мероприятий предусматривает разработку проектов более пятидесяти документов различных видов.

Отдельно следует отметить, что из общего количества мероприятий плана около 30% так или иначе связаны с совершенствованием системы профессионального развития государственных гражданских служащих, повышением их профессионализма и компетентности.

В целом к концу 2018 года планируется завершить внедрение в систему мероприятий профессионального развития гражданских служащих современных практик электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Предполагается, что к этому сроку будет создано единое информационно-коммуникационное пространство в системе гражданской службы.

В 2017 году в соответствии с планом мероприятий планируется изменить принципы организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих.

В феврале т.г. в  Подмосковье прошел всероссийский сбор по подведению итогов деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), выполнению мероприятий гражданской обороны в 2016 году и постановке задач на 2017 год. Открывал его глава МЧС России В. Пучков. Он особо отметил возрастающую роль системы антикризисного управления. В статье «Оперативную помощь получили более 2 миллионов человек» речь идет о конкретных шагах по совершенствованию сложной системы РСЧС и фактах реальной помощи.

В статье приводятся конкретные показатели. Так, благодаря Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций было сокращено количество пожаров почти на 5%, очагов природных возгораний – почти на 10%. От огня спасено свыше 5 тыс. населенных пунктов. При этом, самое главное, – оперативную помощь получили более 2 млн. человек.

При четкой координации сил пожарных, спасателей, медиков, полицейских и сотрудников других служб в 2016 году удалось справиться со всеми катастрофами и бедствиями, а также уменьшить ущерб и решить вопросы социальной защищенности пострадавшего населения.

Созданная оперативная система управления широко используется для решения социально-экономических задач в субъектах России и органах местного самоуправления. Например, в 2016 году в ряде регионов произошли сложные техногенные и природные катастрофы. Крупномасштабные катаклизмы были ликвидированы в короткие сроки и с минимальными потерями.

Продолжалось развитие и совершенствование системы гражданской обороны. Проводились крупномасштабные тренировки, в которых были задействованы более 40 млн. человек.

Ежедневно силы ГО привлекаются к ликвидации крупномасштабных ЧС. В ушедшем году возможности сил ГО, а это – воинские спасательные формирования, подразделения ФПС, спасательные и другие подразделения, – позволили сформировать в зонах ЧС многотысячные резервы.

2016 год был объявлен Годом пожарной охраны. Предпринимались шаги по дальнейшему наращиванию потенциала пожарно-спасательных гарнизонов и впервые законодательно был регламентирован весь социальный пакет для сотрудников федеральной противопожарной службы.

Ключевые целевые показатели Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года достигнуты не были. Такой вывод был сделан на основе данных, о которых рассказывается в статье «Банковский бизнес остается малоэффективным», подготовленной по материалам департамента пресс-службы и информации Счетной палаты Российской Федерации.

Сделанный вывод подтверждается многочисленными конкретными примерами. Отмечается, например, что не произошло запланированного сокращения участия государства в капиталах банков. По данным Банка России, с 1 января по 1 декабря 2015 г. доля госбанков на рынке привлечения корпоративных средств увеличилась с 63,9 до 67,6%, а доля частных – сократилась с 36,1 до 32,4%.

Доля банков с государственным участием в совокупном объеме активов по состоянию на 1 января 2016 г. составила 58,6% (для сравнения: на 1 января 2011 г. – 45,8%). Также не был достигнут целевой уровень по показателю соотношения капитала кредитных организаций и ВВП на уровне 14–15%, фактический уровень на 1 января 2016 г. составил 11,1%.

Отмечается также, что в период реализации Стратегии развития банковского сектора индекс совокупной обеспеченности банковскими услугами большинства регионов существенно не изменился.

Проведенная Счетной палатой проверка показала, что во всех регионах наблюдается значительное увеличение расходов на обслуживание банковских кредитов. В 2015 году больше всего расходы увеличились в Московской области – в 2,7 раза.

В ходе контрольного мероприятия были установлены факты несоблюдения отдельными регионами бюджетного законодательства в части ограничений по предельному объему заимствований.

В отдельных случаях банковские кредиты привлекались незадолго до получения кредитов из федерального бюджета, а средства бюджетных кредитов направлялись на погашение банковских кредитов, привлеченных накануне.

Также выявлены случаи привлечения бюджетных кредитов в периоды, когда на банковских депозитах были размещены временно свободные средства регионального бюджета, значительно превышавшие объемы заимствований.

Исходя из результатов проведенной проверки, Счетная палата рекомендует рассмотреть вопрос о внесении в Бюджетный кодекс Российской федерации изменений, предусматривающих запрет на размещение регионами бюджетных средств на банковских депозитах при наличии обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту.

В статье «Неукоснительно соблюдать принцип неотвратимости наказания», подготовленной по материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, идет речь о том как удалось добиться устранения нарушения законодательства при исполнении судебных актов в сфере охраны окружающей среды.

Проверка, проведенная Генеральной прокуратурой Российской Федерации с привлечением прокуроров субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов, выявила многочисленные нарушения законодательства об исполнительном производстве при исполнении судебных актов в сфере охраны лесного фонда.

Вопреки ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Положению о Федеральной службе судебных приставов, территориальные органы ФССП России зачастую не принимают меры к принудительному исполнению судебных актов о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду пожарами и незаконной рубкой насаждений, а также об освобождении самовольно занятых лесных участков, обеспечении противопожарной безопасности. Такие факты отмечены в Республике Татарстан, Красноярском, Пермском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Ивановской, Курганской, Костромской, Ростовской, Свердловской и Тамбовской областях.

Вопреки ст. 69 вышеупомянутого Закона № 229-ФЗ территориальными органами ФССП России не в полном объеме организована работа по обращению взыскания на имущество должников (Республика Саха (Якутия), Вологодская, Костромская и Пензенская области).

Выявленные нарушения способствуют уклонению от исполнения судебных решений лиц, причинивших ущерб лесному фонду путем поджогов лесных насаждений, противоречат принципу неотвратимости наказания, свидетельствуют о необходимости усиления контроля ФССП России за деятельностью территориальных органов.

Генеральная прокуратура Российской Федерации внесла в ФССП России представление об устранении выявленных нарушений закона. По итогам рассмотрения они устранены.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» помещена очередная подборка информационных сообщений под общим заголовком «Скоординированные действия правоохранительных органов способствуют пресечению преступлений», подготовленная по материалам пресс-службы МВД России.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ