логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 3, 2016

ЭКСПЕРТЫ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ

В третьем номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федераци, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей «Эксперты за возрождение системы государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки», посвященной проверке эффективности деятельности территориального органа Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия по реализации контрольных и надзорных полномочий.

В сферу деятельности территориального управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия входит исполнение государственных функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, обеспечения плодородия почв, качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства. Управление занимается также земельными отношениями в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения. В его ведении находится защита населения от болезней, общих для человека и животных.

Иркутская область и Республика Бурятия относятся к поясу рискованного земледелия. Аграрии регионов занимаются выращиванием зерновых, животноводством, оленеводством. Собственной сельскохозяйственной продукцией территории обеспечиваются наполовину. Значительная часть продуктов питания завозится из других субъектов Российской Федерации и из-за рубежа.

В январе 2014 г. произошла реорганизация Управления Россельхознадзора по Иркутской области путем присоединения к нему Управления Россельхознадзора по Республике Бурятия.

Результативность контрольных мероприятий повысилась. Вместе с тем проверка показала, что в деятельности Управления имеются резервы для повышения эффективности и результативности контроля и надзора.

В статье отмечается, что, учитывая большую социальную значимость обеспечения продовольственной безопасности страны, эксперты высказывают предложения о целесообразности рассмотрения необходимости возрождения системы государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки на уровне Россельхознадзора. Для исполнения указанных функций у него имеются все необходимые условия: квалифицированные кадры, сеть испытательных лабораторий (центров), оснащенных современным оборудованием, территориальные органы.

Правительством Тульской области разработана Стратегия устойчивого социально-экономического развития региона до 2030 года. Статья «Цель преобразований – повышение качества жизни людей», публикуемая под рубрикой «Государственное строительство», знакомит с основными направлениями бюджетной, инвестиционной и инновационной стратегии развития области.

Отмечается, в частности, что в течение нескольких прошедших лет были преодолены многие закоренелые проблемы региона и создан значительный задел на будущее. С 2011 по 2014 год область убедительно продемонстрировала способность к экономическому и социальному росту.

Собственные налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета региона по отношению к 2010 году увеличились на 85% с 34,5 млрд. рублей до 63,8 млрд. По региональному бюджету за аналогичный период собственные доходы выросли в 2,2 раза.

За 2011-2014 гг. прирост промышленного производства Тульской области составил в среднем 10,6%. Это 4-е место в ЦФО и 6-е в России.

Объем инвестиций в основной капитал за этот период достиг 348 млрд. рублей. Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте в 2014 году составила 24,5%.

На начало 2015 года создано более 216 тысяч высокопроизводительных рабочих мест. Это в полной мере соответствует задачам, поставленным в «майских указах» Президента Российской Федерации В. Путина.

В сфере жилищного строительства в 2014 году по сравнению с 2011 годом удвоена площадь вводимого жилья. Она составила 580 тысяч кв. метров. С 2011 по 2014 год было отремонтировано более 1,5 тыс. километров автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения.

Среднемесячная заработная плата за тот же период выросла с 15,6 тыс. рублей до 25,87 тыс. рублей.

В 2015 году, даже несмотря на сложные внешние условия, Тульская область в целом сохранила положительную динамику по основным показателям.

В XXI веке в силу глобальных изменений в мире Арктический регион приобретает важное стратегическое значение. Особенно это относится к России, огромные территории которой граничат с ним напрямую. Статья «МЧС России участвует в развитии системы обеспечения безопасности населения и территорий в Арктике» знакомит с работой, которую проводит ведомство в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по развитию комплексной системы обеспечения безопасности Арктического региона от возможных чрезвычайных ситуаций.

Основной целью создания и функционирования упомянутой системы является повышение уровня защищенности населения и территорий за счет создания эффективной системы мониторинга, повышения оперативности действий при проведении поисково-спасательных работ, что позволит гарантированно реализовывать экономические интересы в данном регионе.

В среднем на территории Арктической зоны Российской Федерации в год происходит до 100 чрезвычайных ситуаций (ЧС). При этом отмечается устойчивый рост количества ЧС техногенного характера, среди которых доминируют транспортные аварии (30%), взрывы и пожары технологического оборудования (24%).

В последние годы набирают популярность различные виды туризма в регионе, в том числе экстремальный – это и лыжные переходы, парашютные прыжки на Северный полюс, круизы по Северному морскому пути, вездеходные переходы в районах Крайнего Севера и полеты на воздушных шарах.

Не только российские путешественники стали активно открывать для себя этот северный регион, но и иностранные туристы энергично осваивают Арктику. Интерес к этому региону растет и Россия имеет огромный потенциал для развития туристической отрасли, которая потребует повышения обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья.

В настоящее время идет формирование сил МЧС России в системе комплексной безопасности населения и территорий в Арктической зоне. Будет создано 10 арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России и один арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра». Уже функционируют 5 центров в гг. Архангельск, Нарьян-Мар, Мурманск, Дудинка и Вытегра.

Контроль за качеством и обращением медицинских изделий является одним из основных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор). В статье «Контроль за эффективным использованием медицинского оборудования усилен» приводятся конкретные факты соответствующей контрольно-надзорной деятельности.

За 10 месяцев 2015 года Росздравнадзором и его территориальными органами было проведено 5470 контрольных и надзорных мероприятий в сфере обращения медицинских изделий (из них 1316 – внеплановых), в результате которых выявлено 3 759 728 единиц медицинских изделий, не соответствующих установленным требованиям.

По результатам проверок специалистами Службы было составлено более 1 тыс. протоколов об административных правонарушениях по ст. 6.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий), в соответствии с которыми наложено административных штрафов на сумму 13,6 млн. рублей.

Одним из важнейших направлений деятельности Росздравнадзора в настоящее время является контроль за эффективностью использования медицинского оборудования и его перераспределения, в случае необходимости, между медицинскими учреждениями.

За 9 месяцев 2015 года специалистами Службы было проведено 455 проверок, включающих вопрос эффективности использования медицинского оборудования (407 проверок в отношении медицинских организаций и 48 – в отношении органов исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации). По результатам надзорных мероприятий было выдано 140 предписаний, составлен 21 протокол об административном правонарушении.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации рассмотрела обоснованность потерь в доходах ОАО «РЖД» от услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, субсидируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В статье «Сорваны сроки структурной реформы на железнодорожном транспорте» речь идет о выводах, сделанных в результате изучения ситуации.

По мнению Счетной палаты, госкомпанией совместно с региональными властями так и не были разработаны эффективные меры по сокращению убыточности пассажирских перевозок в пригородном сообщении. В 2013 году 19 из 25 действующих пригородных пассажирских компаний были убыточными. Несмотря на действующий льготный тариф при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении, убытки пригородных пассажирских компаний за 2013 год совокупно составили 6,5 млрд. рублей.

Так, расходы компаний «Черноземье» и «Северная ППК» по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении более чем в 3 раза превышали доходы, полученные от перевозочной деятельности.

В 2012–2014 гг. в результате неудовлетворительной работы властей отдельных регионов России произошел резкий рост тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, который превышал как уровень инфляции, так и рост реальных доходов населения.

За эти три года было отменено 894 поезда пригородного сообщения в связи с неполной компенсацией регионами потерь перевозчиков в результате установления тарифов на перевозку пассажиров ниже экономически обоснованного уровня. Между тем, ежегодно наблюдается увеличение количества граждан, пользующихся железнодорожным транспортом.

Одной из главных задач по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации, является изменение ситуации, при которой из 130 тыс. человек, ежегодно направляемых в места заключения за преступления, связанные с наркотиками, 100 тыс. сами являются наркопотребителями. Дешевле и эффективнее работать с этими людьми не через пенитенциарную систему, а через специализированные программы реабилитации. Об этом идет речь в статье «На повестке дня создание системы госзаказа на реабилитацию наркозависимых».

Формирование национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей позволяет снизить уровень преступности и финансовые затраты на борьбу с наркотиками, защитить общество от асоциального поведения наркопотребителей и дать надежду наркопотребителям и их семьям на освобождение от зависимости. Эксперты полагают, что правильно организованная система комплексной реабилитации сократит потери от незаконного оборота наркотиков, которые, по оценкам, составляют до 3% валового продукта.

Роль социальной реабилитации как инструмента снижения спроса на наркотики была закреплена на заседании президиума Госсовета 17 июня прошлого года. В развитие его решений в июне 2015 г. в Совете Федерации было проведено расширенное заседание Государственного антинаркотического комитета. По результатам принято постановление, содержащее рекомендации субъектам Российской Федерации включить в региональные антинаркотические программы разделы по комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 507 координация деятельности в сфере реабилитации (кроме медицинской) возложена на ФСКН России, что обусловлено важностью выстраивания эффективной и последовательной работы с наркопотребителями в целях обеспечения безопасности населения.

В ФСКН России сформирована организационная вертикаль для решения поставленных задач. В составе аппарата Государственного антинаркотического комитета создано управление по координации деятельности в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, а в территориальных органах ФСКН России – специальные отделы.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) последовательно реализует курс на внедрение новых методов контроля, включая риск-ориентированный надзор. В статье «Безопасность в промышленности возрастает по мере нетерпимости к нарушениям бизнеса» читатель познакомится с проводимой работой.

Важным этапом модернизации системы государственного регулирования в области промышленной безопасности стало внедрение так называемой «статической» модели риск-ориентированного надзора.

С 1 января 2014 года контрольная и разрешительная деятельность Ростехнадзора (впервые в практике российских надзорных органов) была дифференцирована с учетом степени риска и масштаба возможных последствий аварий на опасных производственных объектах.

В результате количество плановых проверок, проводимых в рамках федерального надзора в области промышленной безопасности, сократилось почти на 58%, а общее количество плановых и внеплановых проверок – на 27%.

При этом текущая ситуация в области промышленной безопасности характеризуется в целом стабильными показателями.

Исполнение законодательства о защите прав потребителей и потребительском кредите постоянно находится в сфере внимания Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В декабре 2015 г. в Генпрокуратуре России прошло заседание коллегии, на котором рассматривалось состоянии законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав потребителей, потребительском кредите (займе), а также законности действий юридических лиц при взыскании просроченной задолженности. Под рубрикой «На страже закона и порядка» в номере публикуется статья «Права потребителей под защитой», которая информирует об основных вопросах, рассмотренных на заседании.

Его участники отметили, что результаты проверок свидетельствуют о многочисленности нарушений законодательства в названной сфере, которые допускаются как кредитными, так и некредитными финансовыми организациями, предоставляющими потребительские кредиты.

В частности, распространены факты включения в договоры потребительского кредита условий, ущемляющих права потребителей: не указывается полная стоимость кредита, навязываются услуги страхования жизни и здоровья, в одностороннем порядке изменяются условия договора или начисляются не предусмотренные договором штрафные санкции.

Во многих регионах прокуроры выявили юридические лица, не состоящие в государственном реестре микрофинансовых организаций и осуществляющие деятельность по выдаче займов без обеспечения. В Республике Татарстан, Омской, Ростовской областях выявлена деятельность лиц, представляющих кредиты (займы) под залог движимого имущества, но не являющихся ломбардами.

В связи с этим прокурорами приняты меры, направленные на пресечение нелегальной деятельности по предоставлению кредитов. С 2014 года по настоящее время органами прокуратуры возбуждено более 100 дел за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов или микрофинансовой деятельности.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» помещена также подборка информационных сообщений под общим заголовком «Укрепляется международное сотрудничество структур правоохранительных органов», подготовленная по материалам пресс-службы МВД России.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ