логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 2, 2015

НЕОБХОДИМО ОПЕРАТИВНО ПЕРЕЙТИ ОТ СИСТЕМЫ ТОТАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК К НОВОЙ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВАННОЙ НА РИСКООРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ

Во втором номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается материалами Контрольного управления Президента Российской Федерации, посвященными совещанию по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации. Совещание состоялось 17–18 декабря 2014 г. в г. Москве.

В работе совещания приняли участие руководители Администрации Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, ответственные работники Аппарата Правительства Российской Федерации, Счетной палаты, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, обладающие контрольными и надзорными полномочиями.

С основными докладами выступили Руководитель Администрации Президента Российской Федерации С. Иванов, помощник Президента Российской Федерации – начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации К. Чуйченко, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка, Председатель Счетной палаты Российской Федерации Т. Голикова.

Обсуждались вопросы повышения результативности и оптимизации контрольной и надзорной деятельности.

В обсуждении повестки дня совещания приняли участие Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б. Титов и сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта, секретарь Общественной палаты Российской Федерации А. Бречалов.

Вел совещание Руководитель Администрации Президента Российской Федерации С. Иванов.

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации С. Иванов рассказал о ходе работы над проектом федерального закона о государственном контроле. По его мнению, для ускорения разработки проекта этого закона целесообразно создать рабочую группу, которая профессионально подготовит законопроект к окончательному внесению в Государственную Думу.

С. Иванов отметил, что в законе должна быть конкретно определена компетенция каждого контрольного органа как по вертикали, так и по горизонтали, а также четко разграничены полномочия с другими видами контроля. По его словам, в стране «есть парламентский контроль, у нас есть судебный контроль, общественный контроль, и между ними необходимо разграничить полномочия».

Скорейшее принятие такого базового правового документа существенно повысит качество работы всех контрольных и надзорных органов.

По мнению руководителя президентской адмиинистрации, создание единого реестра проверок хозяйствующих субъектов позволит исключить немотивированные проверки и  обеспечит прозрачность государственного контроля.

С. Иванов обратил также внимание на необходимость перейти от системы тотальных проверок к модели деятельности, основанной на так нызываемом рискоориентированном подходе. Это значит, что чаще и тщательнее надо проверять те предприятия и организации, которые в силу своей деятельности несут огромные риски для здоровья граждан, экологии и так далее.

Помощник Президента Российской Федерации – начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации К. Чуйченко отметил, что основные решения по вопросам создания системы контрольно-надзорной деятельности, основанной на новых принципах, должны быть приняты в 2015 году.

Концепция этой системы предполагает комплексное и поэтапное изменение нормативно-правовой базы и подготовку рамочного закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле.

По словам докладчика, в ходе обсуждения концептуальных подходов к содержанию проекта закона о контроле обнаружился ряд теоретических и практических пробелов. Анализ банка данных диссертационных исследований показал также, что работы, посвященные непосредственно государственному контролю в современной России, не проводились и не проводятся.

К. Чуйченко обратил внимание на то, что если сферы президентского, парламентского, судебного и общественного контроля относительно отрегулированы, то в контроле органов исполнительной власти остается еще очень много вопросов.

Подчеркнув, что одним из ключевых вопросов совершенствования контрольной и надзорной деятельности является подготовка высокопрофессиональных кадров, К. Чуйченко отметил целесообразность создания системы образовательной подготовки специалистов-контролеров. По его мнению, такую систему целесообразно формировать на базе ведущих российских высших учебных заведений.

Создание кафедры, центра или института по контрольно-надзорной деятельности позволило бы решить проблему формирования научно-теоретических основ этой деятельности, считает К. Чуйченко.

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка продолжил разговор о законопроекте, определяющем порядок создания и ведения единого реестра проверок.

Он отметил, что суть нововведения заключается в том, что ни одно мероприятие по контролю после проверки его обоснованности прокурором не сможет быть начато и проведено без внесения сведений о нем в этот общедоступный федеральный информационный ресурс.

Генпрокуратура считает, что введение такого реестра станет одним из ключевых моментов в ограждении бизнеса от чрезмерного внимания, позволит отсечь немотивированные проверки, а также обеспечит прозрачность государственного контроля, добавил Ю. Чайка.

Председатель Счетной палаты Российской Федерации Т. Голикова познакомила участников совещания с конкретными фактами проведенных ведомством проверок.

Она подчеркнула также, что Счетная палата считает необходимым обратить принципиальное внимание Правительства Российской Федерации и Министерства финансов на необходимость учета наличия фактических финансовых ресурсов, образовавшихся у участников бюджетного процесса за благоприятный период 2011–2014 гг.

Т. Голикова пояснила, что речь идет о неотработанных авансах, числящихся в дебиторской задолженности, остатках бюджетных средств, выделенных в виде бюджетных субсидий бюджетным учреждениям, которые не возвращаются в бюджет, а остаются на их счетах на те же цели, остатках бюджетных инвестиций, неиспользованных финансовых ресурсах, выделенных госкорпорациям и акционерным обществам на конкретные цели, которые годами не используются, а размещаются на депозитных счетах в коммерческих организациях.

Настало время, когда каждый рубль, который выделен из бюджета, должен работать на конкретный результат, заключила свое выступление Т. Голикова.

Роль Государственного Совета Республики Татарстан в реализации стоящих перед регионом задач анализирует в статье «Важная функция Госсовета Татарстана – содействие в реализации общественного контроля за деятельностью органов власти» Президент Республики Татарстан Р. Минниханов.

Уже в начале статьи автор отмечает, что роль парламента не может и не должна ограничиваться исключительно законодательной деятельностью. Депутатский корпус должен отражать всю палитру общественных настроений и чутко реагировать на запросы избирателей. Представительские функции республиканского парламента будут только возрастать, что ставит перед Государственным Советом нового созыва серьезные задачи.

Р. Минниханов отмечает, что в Республике Татарстан создаются условия для развития институтов гражданского общества. Государственный Совет принимает самое активное участие в этой работе.

Все преобразования в регионе нуждаются в широкой поддержке населения. Граждане имеют полное право знать о том, что и как намечает делать руководство республики, и должны иметь возможность участвовать в разработке планов развития. А депутаты всех уровней обязаны быть в курсе проблем, которые волнуют людей, и активно использовать в работе предложения граждан.

Отчет Правительства Республики Татарстан перед парламентом – это недавно возникшая форма сотрудничества с органами исполнительной власти. Для общества важно, чтобы законодатели оценивали работу Правительства Республики Татарстан.

Автор статьи высказал надежду, что обновленный состав парламента (республика готовится к выборам Государственного Совета пятого созыва) продолжит сложившиеся традиции плодотворного сотрудничества, и конструктивный диалог двух ветвей власти также будет продолжен.

Статья «Назрела необходимость принятия административного регламента надзорной деятельности», публикуемая под рубрикой «Что показали проверки», основана на материалах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Реализация Роспотребнадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей основана на ряде приоритетов, в числе которых - дальнейшее совершенствование методологии и практического осуществления контрольных и надзорных полномочий.

Их целями являются обеспечение комплексного подхода к вопросу выбора форм и методов защиты нарушенных прав потребителей, надзор за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, госконтроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

В статье отмечается, что в сфере услуг основной объем письменных обращений граждан по-прежнему касается жилищно-коммунального сектора.

Так, в 2010 году на долю таких обращений приходился 41% от общего числа письменных обращений на оказание услуг, в 2012 и 2013 годах данный показатель достиг 45%.

Доля обращений по вопросам предоставления финансовых услуг гражданам ряд лет остается на одном уровне.

Всего только по итогам 2013 года в результате рассмотрения 315 370 письменных обращений по вопросам защиты прав потребителей было выдано 17 953 предписания об устранении нарушений, возбуждено 39 651 дело об административном правонарушении, поданы 3083 иска и заявления в судебные органы. Свыше 100 материалов, связанных с нарушениями обязательных требований, были направлены для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Особое внимание в целях обеспечения реализации права потребителей на безопасность уделялось работе по выявлению пищевых продуктов, не отвечающих обязательным требованиям.

Как показывают результаты исследования проб, доля продукции, находящаяся в розничной торговле, не соответствующая требованиям нормируемых показателей, по целому ряду отдельных видов пищевых продуктов сохраняется на уровне 4% от общего числа проверенной, что приводит к риску ее приобретения потребителями.

В 2013 году территориальными органами Роспотребнадзора было подано 22 заявления о ликвидации юридических лиц либо о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, что составило 40,7% от общего числа таких заявлений, поданных в суд.

В статье «Международно-правовое сотрудничество в числе основных приоритетов прокуратуры Российской Федерации», подготовленной по материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и публикуемой под рубрикой «На страже закона и порядка», речь идет об усилении международно-правового сотрудничества прокуратуры.

Так, во втором полугодии 2014 г. Российская прокуратура провела переговоры о выдаче и сотрудничестве по уголовным делам с десятками зарубежных партнеров. В августе и сентябре 2014 г. состоялись три крупнейших международных мероприятия – Байкальская международная конференция прокуроров, международный семинар по вопросам сотрудничества в сфере выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам в г. Владивостоке и заседание Координационного совета генеральных прокуроров-участников СНГ в г. Душанбе, в которых приняли участие прокуроры более чем из 40 стран Европы и Азии.

Генеральная прокуратура Российской Федерации сотрудничает с компетентными органами почти 80 государств мира. При этом одним из наиболее сложных вопросов является долгое рассмотрение запросов российской стороны.

Этой теме было уделено особое внимание на прошедшей в конце августа 2014 г. в г. Иркутске Байкальской международной конференции прокуроров. Обсуждались вопросы исполнения международных следственных поручений, в том числе по вопросам возврата средств, полученных преступных путем. Генеральная прокуратура Российской Федерации, в частности, вела такие переговоры с швейцарскими коллегами, в том числе по возврату в Россию активов бывшего сенатора И. Изместьева.

По итогам этой работы прокуратура Швейцарии удовлетворила запрос о возврате в Россию активов И. Изместьева. Деньги уже поступили в Россию.

В результате усилий Генеральной прокуратуры Российской Федерации за последние три года только из стран Западной Европы в Россию в результате международного сотрудничества было возвращено более 25 млрд. рублей.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» публикуется также подборка информационных сообщений под общим заголовком «Финансовые аферы не остались безнаказанными». Она подготовлена по материалам пресс-службы МВД России.

Информационную подборку открывает сообщение о рабочей встрече Министра внутренних дел Российской Федерации В. Колокольцева с Генеральным секретарем Совета Европы Т. Ягландом.

По словам Главы российского МВД, Россия на протяжении многих лет участвует в международном сотрудничестве по большинству приоритетных направлений деятельности Совета Европы. В частности, МВД России принимает активное участие в формировании и развитии договорно-правовой базы.

В. Колокольцев отметил, что по поручению Президента Российской Федерации были подготовлены предложения по подписанию и ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. С 1 декабря 2013 г. этот международный договор вступил в силу в России.

В ходе встречи обсуждались вопросы сотрудничества в международной правовой сфере и меры по противодействию экстремизму.

Все сообщения представленной в номере информационной подборки основаны на фактах успешно завершенных операций по предотвращению преступлений в самых различных сферах – от выявленных фактов коррупции и мошенничества до распространения наркотиков.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ