логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 10, 2014

ФОРМАЛИЗМ И БЕЗДУШИЕ НЕДОПУСТИМЫ В РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН

В десятом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей «Устранить выявленные нарушения в кратчайшие сроки», подготовленной по материалам контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе. Рассматриваются результаты проверки выполнения органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики поручения Президента Российской Федерации в части организации мониторинга наличия в аптечной сети жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Объектами контрольного мероприятия были Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики и Управление Росздравнадзора по Кабардино-Балкарской Республике.

Проверкой с выездом на место было установлено, что реализация органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики президентского поручения по лекарствам осуществляется не в полной мере.

Отмечается, что работа, проводимая Минздравом республики и Управлением Росздравнадзора по Кабардино-Балкарской Республике, по привлечению к участию в мониторинге цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты аптечных организаций и медицинских лечебных учреждений малоэффективна.

Так, в 2013 году в мониторинге ассортимента и цен на упомянутые лекарства ежемесячно принимало участие 18,3% стационарных лечебных учреждений и 22,3% аптечных организаций. В текущем году количество участников мониторинга по аптечным организациям продолжает оставаться на низком уровне.

Но значительного роста цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты по результатам анализа сведений мониторинга в Кабардино-Балкарской Республике не выявлено. За 2013 год повышение розничных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты в амбулаторном сегменте отмечено на 1,81%, в госпитальном сегменте — на 3,62% (в среднем по России в амбулаторном сегменте отмечено снижение цен на 0,61%, а в госпитальном сегменте — повышение на 1,27%).

По данным мониторинга за февраль 2014 г. отмечено снижение уровня цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты в амбулаторном сегменте на 1,25%, в госпитальном — на 0,32% (в среднем по России в амбулаторном сегменте отмечено снижение цен на 0,02%, а в госпитальном — повышение на 0,58%).

Несмотря на проводимую работу, уровень нарушений ценообразования, допускаемый аптечными организациями республики, остается высоким. Выявлены многочисленные нарушения, в том числе по ценообразованию, в 15 аптечных организациях (6% проверенных организаций).

По результатам проверок приняты меры прокурорского реагирования в отношении 67 аптечных организаций.

Анализ выявленных нарушений показал, что в основном аптечными организациями допускались нарушения лицензионных требований действующего законодательства, правил хранения и отпуска лекарственных препаратов.

Нарушений по наличию минимального ассортимента жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов выявлено не было.

На заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшемся в г. Воронеже 5 августа 2014 г., обсуждались вопросы дальнейшего развития системы социальной защиты граждан пожилого возраста. Во вступительном слове Президент Российской Федерации В. Путин особо отметил, что эта тема крайне важная и очень чувствительная, она касается почти четверти населения нашей страны.

Статья руководителя рабочей группы Госсовета России губернатора Воронежской области А. Гордеева «Шире внедрять практику программно-дифференцированного подхода к решению проблем пожилых людей» раскрывает основные принципы и подходы государственной политики в отношении этой категории граждан.

Население России, как и во всем мире, стремительно стареет. по прогнозам, число людей пенсионного возраста будет неуклонно расти. Поэтому понятно, что отдельные разрозненные меры неэффективны и нужна комплексная современная политика в отношении пожилых людей.

Автор статьи рассказывает о том, в чем она должна заключаться и какой опыт в данной области уже накоплен.

В частности. Воронежская область продвинулась в создании условий для активной занятости пенсионеров. Каждый третий пенсионер – работает. Большую помощь в переобучении и создании новых рабочих мест оказывают работодатели.

Важнейшей задачей также, по мнению Гордеева, является обучение пожилых людей уверенному пользованию компьютером и интернетом. Такие навыки нужны сейчас везде - и для того, чтобы продолжить трудовую деятельность, и для контактов с родными, близкими, и для грамотного использования преимуществ современных технологий – от электронной записи к врачу до пользования государственными и муниципальными услугами. Все это существенно облегчит жизнь пожилым людям.

Для этого в области создали сеть обучающих центров. В среднесрочной перспективе ставится задача обучать компьютерной грамотности по 10 тыс. человек ежегодно.

В сфере здравоохранения к людям старшего возраста применяется специализированный подход. Налажена сеть коек сестринского ухода, прежде всего для поддержки одиноких стариков из глубинки. Областной госпиталь для ветеранов войн стал методическим центром по геронтологии, здесь будет оказываться пожилым людям лечебно-диагностическая и консультативная помощь.

Высокотехнологичное лечение людям старшего поколения предоставляется по отдельной очереди. в 2014 году стартовал новый межведомственный проект «Живи долго». Суть его в том, что самые разные организации и учреждения формируют у воронежцев осознанное и ответственное отношение к своему здоровью.

Одно из значимых достижений – создание совместно с Пенсионным фондом России домов-интернатов нового типа. В короткие сроки создано уже четыре таких объекта, начато строительство пятого. При этом каждое такое социальное учреждение оказывает как стационарные услуги, что важно, так и мобильную помощь на дому жителям соседних населенных пунктов.

В Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 и 2013 годов поставлена задача совершенствования контрольно-надзорной деятельности, создания системы этой работы на основе новых принципов, позволяющих повысить ее эффективность.

О том, как ведется указанная работа в Хабаровском крае, в статье «Управленческий механизм, нацеленный на повышение эффективности и качества проверок» рассказывает начальник главного контрольного управления правительства Хабаровского края Д. Удод.

В Хабаровском крае работа по совершенствованию регионального сегмента системы контрольной и надзорной деятельности была начата с выработки предложений по оптимизации и реформированию существующей системы регионального государственного контроля (надзора), осуществляемого органами исполнительной власти региона.

Был проведен анализ нормативного правового регулирования исполнения каждого конкретного полномочия и определен перечень контрольных и надзорных полномочий, возложенных на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с выделением собственных контрольных и надзорных полномочий и делегированных.

Анализ высветил несовершенство существующей системы. В целях формирования эффективной системы государственного контроля и надзора в Хабаровском крае губернатором было принято решение о создании единого органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора).

В 2012 году был создан новый самостоятельный орган исполнительной власти Хабаровского края, находящийся в непосредственном подчинении губернатора – главное контрольное управление правительства Хабаровского края, наделенное полномочиями по исполнению более 20 контрольных, надзорных и разрешительных полномочий, включая контрольные полномочия губернатора как высшего должностного лица.

В результате анализа и обобщения практики осуществления государственного контроля (надзора) по широкому спектру полномочий была проведена унификация способов, методов и форм реализации контрольных и надзорных мероприятий.

После объединения контрольных и надзорных полномочий в едином органе появилось дополнительное звено в процедуре досудебного обжалования результатов проверок и постановлений по делам об административных правонарушениях.

Этот факт также оказывает позитивное влияние на качество выносимых инспекторским составом решений, способствуя снижению коррупционных рисков.

Позиция России по ключевым антинаркотическим проблемам в мире состоит в том, что стратегической задачей мирового сообщества должна стать ликвидация планетарных центров наркопроизводства в Южной Америке и Афганистане.

В статье «Ликвидация планетарных центров наркопроизводства – стратегическая задача мирового сообщества», публикуемой под рубрикой «Вызовы XXI века», директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, председатель Государственного антинаркотического комитета В. Иванов предлагает конкретные меры по ликвидации таких центров.

Так, В. Иванов считает, что ввиду масштабных негативных геополитических последствий индустриального производства наркотиков в двух планетарных центрах – Южной Америке и Афганистане – необходимо ускорить в Совете Безопасности ООН рассмотрение вопроса о выделении проблемы ликвидации планетарных центров наркопроизводства в отдельный приоритетный вопрос для мирового сообщества.

Следует также уже до конца 2014 года принять в качестве резолюции Совета Безопасности ООН совместно разработанный международный комплексный План ликвидации планетарных центров наркопроизводства на основе организации национального и международного развития «План «Радуга-3».

Для эффективного противодействия центрам наркопроизводства следует создать международный штаб или офис по борьбе с планетарным центром наркопроизводства в Афганистане. Задачей его будет консолидация разрозненных по сей день антинаркотических программ в Афганистане и создание действенного, подконтрольного международному сообществу механизма по ликвидации наркопроизводства.

Необходимо также усилиями международного сообщества помочь Афганистану в организации передовой национальной системы реаблитации и ресоциализации.

В. Иванов выдвигает также и другие задачи, каждую из которых подробно обосновывает. С целью их реализации он предлагает ежегодно проводить Московскую антинаркотическую министерскую конференцию как многосторонний международный механизм высокого уровня по вопросам противодействия транснациональной наркоугрозе.

Одной из важнейших задач Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является ветеринарный надзор на Государственной границе Российской Федерации. О том, как ведется эта работа и какие проблемы возникают в ее ходе, руководитель Россельхознадзора С. Данкверт рассказывает в статье «Своевременно выявлять сельскохозяйственную продукцию, опасную для здоровья граждан».

Только за минувший год государственными ветеринарными инспекторами территориальных управлений Россельхознадзора при импорте было оформлено более 3,5 млн. т поднадзорных грузов, оформлено почти 25 тыс. разрешений на ввоз, вывоз или транзит грузов, а более чем в 1 тыс. случаев отказано в выдаче таких разрешений.

Сотрудники пограничного ветеринарного надзора территориальных управлений Россельхознадзора при осуществлении ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и местах таможенного оформления принимали меры по недопущению ввоза на территорию России небезопасной в ветеринарно-санитарном отношении животноводческой продукции, а также пресекали попытки ее ввоза контрабандным путем.

Так, с начала 2013 года было выявлено 1228 нарушений при поставках подконтрольной продукции из третьих стран и оформлено 129 деклараций о возврате в страны Европейского союза подконтрольных грузов.

В 2012 году Россельхознадзор начал поэтапный ввод в эксплуатацию Системы раннего оповещения (СИРАНО), предназначенной для оперативного информирования о случаях выявления некачественной и опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции и принятия мер по недопущению ее оборота.

С начала работы системы СИРАНО зарегистрировано более 13 тыс. событий, из которых более 50% случаев относится к выявлению опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения и кормов, а также выявлению возбудителей различных болезней животных.

Сейчас в системе СИРАНО работают все территориальные управления Россельхознадзора и большая часть управлений ветеринарии субъектов Российской Федерации.

Новая редакция государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы была доработана и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации. В статье «Обеспечить комплексный подход к работе по формированию доступной среды для людей с ограниченными возможостями», подготовленной по материалам Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, приводятся конкретные факты проводимой работы.

Так, в целях обобщения опыта субъектов Российской Федерации и отработки механизмов обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения в 2011–2012 гг. осуществлялась реализация пилотного проекта с участием трех субъектов Российской Федерации (Республики Татарстан, Тверской и Саратовской областей) по отработке формирования доступной среды.

Участниками пилотного проекта были разработаны региональные программы, которые прошли экспертизу на заседании Координационного совета по контролю за реализацией вышеупомянутой Программы. Необходимо отметить, что в состав Координационного совета включены также представители общественных организаций инвалидов.

В ходе реализации пилотного проекта его участниками совместно с представителями региональных общественных организаций инвалидов были выявлены наиболее значимые для инвалидов объекты и услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Результаты реализации пилотного проекта учтены Минтрудом России при разработке примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

В Казахстане важным элементом государственной политики является противодействие коррупции. Утверждена государственная программа борьбы с коррупцией, принят специальный законодательный акт.

Антикоррупционные меры предусмотрены также в ряде основных законодательных актов, регламентирующих государственные закупки, налогообложение, таможенное дело, лицензирование. Под рубрикой «Зарубежный опыт» в текущем номере издания публикуется статья Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан К. Джанбурчина «На принципах законности, профессионализма и ответственности».

Автор отмечает, что одним из важных инструментов реализации антикоррупционной стратегии страны является действующая при Президенте Республики Казахстан Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией.

Еще в 2001 году было создано Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), миссией которого является минимизация уровня коррупциогенности общественных отношений и криминализации экономики.

Антикоррупционная политика Казахстана строится с учетом международных стандартов, базируется на международных документах, принятых мировым сообществом.

В 2008 году был ратифицирован главный международно-правовой инструмент, регулирующий все аспекты антикоррупционного законодательства государств, – Конвенция ООН против коррупции. Казахстан подписал также Конвенцию Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов, полученных от преступной деятельности и о финансировании терроризма».

Была проведена масштабная работа по исключению декларативных положений в законодательном регулировании деятельности Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (Счетный комитет).

Коллегиальная система управления позволяет всесторонне рассматривать возникающие в деятельности Счетного комитета вопросы, исключая субъективное влияние на реализацию его функций. Внедренная система оценки рисков способствует выбору объектов контроля в наиболее подверженных коррупции направлениях экономики, минимизирует неоправданное вмешательство в деятельность распорядителей государственных ресурсов.

Все это, по мнению автора статьи, позволило сократить количество контрольных мероприятий в 1,5 раза, увеличить количество выявленных необоснованно использованных бюджетных средств и возместить их бюджету.

Генеральная прокуратура Российской Федерации обобщила деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов в сфере здравоохранения в I полугодии 2014 г. О некоторых фактах, выявленных в ходе прокурорских проверок, идет речь в статье «Защищая права граждан на получение своевременного и качественного медицинского обслуживания». Она подготовлена по материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и публикуется под рубрикой «На страже закона и порядка».

Проведенный анализ показал, что ряд медицинских учреждений по-прежнему неэффективно используют дорогостоящее медицинское оборудование, допускают его простой и несвоевременный ввод в эксплуатацию.

В Республике Бурятия, Камчатском крае, Владимирской, Кемеровской, Курской и Томской областях прокуроры выявили нарушения законодательства при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

В Чувашской Республике, Алтайском и Пермском краях, Брянской, Воронежской, Кировской, Новосибирской и Омской областях принимались меры реагирования по фактам неиспользования автомобилей скорой медицинской помощи, их неполного оснащения оборудованием и медикаментами, ненадлежащего укомплектования фельдшерско-акушерских пунктов.

Всего в первом полугодии 2014 г. прокурорами было выявлено свыше 26 тыс. нарушений законности в сфере здравоохранения. В целях их устранения принесено 89 протестов на незаконные правовые акты, внесено около 4 тыс. представлений, по которым к дисциплинарной ответственности привлечены 7,9 тыс. лиц, должностным лицам объявлено более 200 предостережений.

В судебные органы направлено более 6 тыс. заявлений. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 970 лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 37 уголовных дел.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» публикуется также подборка информационных сообщений под общим заголовком «Опасные преступники обезврежены и заключены под стражу». Она подготовлена по материалам пресс-службы МВД России.

Выпуск открывает сообщение о заседании Объединенной коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства внутренних дел Республики Таджикистан. Члены российской делегации, возглавляемой Министром внутренних дел Российской Федерации В. Колокольцевым, обсудили с таджикскими коллегами вопросы сотрудничества в области противодействия экстремизму.

Участники встречи рассмотрели также перспективы сотрудничества между криминалистами обеих стран. По итогам заседания коллегии В. Колокольцев и глава МВД Республики Таджикистан Р. Рахимзода подписали протокол о внесении поправок в Соглашение о сотрудничестве.

Другие сообщения информационной подборки рассказывают читателям о задержании организаторов торговли наркотиками и оружием, предотвращении интернет-атак на информационные ресурсы ряда крупнейших банков России, покушений на здоровье и жизнь граждан.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ