логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 8, 2014

ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ – ПОВСЕДНЕВНУЮ ЗАБОТУ

В восьмом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывает статья «Повышению качества и доступности государственных и  муниципальных услуг – повседневную заботу» под рубрикой «Федеральный округ», подготовленная по материалам контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. Рассматриваются результаты проверки деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций Республики Бурятия по внедрению принципа «одного окна» и системы межведомственного электронного взаимодействия в целях снижения административных барьеров

В статье отмечается, в частности, что в Республике приняты организационно-управленческие меры по реализации поручений и обеспечению достижения показателей, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, внедрения принципа «одного окна». Утвержден соответствующий план мероприятий и перечень индикаторов по достижению целевых показателей. Создана и активно работает Комиссия по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

Отмечается эффективная работа региональных органов власти и положительная динамика организации межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Вместе с тем, говорится в статье, работа в регионе по исполнению поручений и достижению показателей, содержащихся в вышеупомянутом Указе, требует совершенствования.

Программы и планы мероприятий не обеспечивают полное использование соответствующих решений. Запланированные меры по созданию стационарных многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в городских округах и административных центрах муниципальных районов позволяют к 1 января 2015 года обеспечить достижение значения указанного показателя на уровне 54,7%, а по итогам 2015 года – 61,2%.

Организация работы в регионе по достижению показателей, установленных в Указе Президента Российской Федерации, осложняется неоднозначностью понимания сроков их исполнения, установленных в соответствующих планах федеральных органов власти.

В региональных программах и планах не предусмотрены системные меры по снижению среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации или орган местного самоуправления, отсутствуют мероприятия, направленные на сокращение среднего времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации или орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг.

Комиссией выявлен недостаточно объективный учет и отчетность о количестве услуг, оказываемых в МФЦ. Требует совершенствования организация мониторинга качества и доступности предоставляемых услуг.

Для совершенствования работы по реализации вышеупомянутого Указа Президента Российской Федерации о повышении качества и доступности государственных и муниципальных услуг, внедрения в указанных целях принципа «одного окна» органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Республики Бурятия рекомендован ряд мер. Они подробно перечисляются в статье.

Посткризисная рецессия мировой экономики ограничивает экономический рост в России и поэтому внутренний рынок, как и внешний, характеризуется снижением спроса и усилением конкуренции. в связи с этим в Нижегородской области особое внимание уделили созданию наиболее привлекательных юридических и организационных возможностей для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также повышению эффективности экономики через стимулирование технологического развития и роста производительности труда. в статье «Программа действий нацелена на выполнение майских (2012 года) указов Президента Российской Федерации» об этом рассказывает врио губернатора Нижегородской области В. Шанцев.

Автор отмечает, что оценить работу правительства Нижегородской области можно по выполнению целевых показателей, установленных в майских (2012 года) указах Президента Российской Федерации. Факты свидетельствуют, что в сфере экономики значения большинства из них по Нижегородской области выше среднероссийского уровня.

Наиболее существенно область опережает других по уровню инвестирования в экономику. Так, в 2012 году доля инвестиций в валовом региональном продукте (ВРП) составила 30,7% при среднероссийском значении 25,2%. а доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП выросла за 2012 год на 8,7%, (по России – 3,1%).

Все эти показатели взаимосвязаны между собой и работают комплексно, дополняя друг друга. Инвестиционная и промышленная политика формируются на основе анализа проблем реального сектора и его возможностей.

С одной стороны, в регионе необходимо решать задачу технологического обновления и, в первую очередь, в промышленности, поскольку только так можно повысить производительность труда.

С другой стороны, необходимо создать условия для того, чтобы предприятия смогли это сделать.

Уже сейчас можно говорить о положительном эффекте: коэффициент обновления производственных фондов в Нижегородской области в течение последних лет находится на уровне 10–14%, что выше, чем в среднем по стране (9–12%).

При этом наиболее интенсивно происходит обновление машин и оборудования – с коэффициентом 13–16% ежегодно.

В 2013 году крупные и средние предприятия региона направили на инвестиции в основной капитал 28% своей прибыли. Это больше, чем в предкризисном 2008 году, когда на указанные цели выделялось 24,6%. Для сравнения: в среднем по России этот показатель составил около 20%, а в 2008-м – 21,5%.

Говоря об эффективности приоритетных проектов, автор статьи отмечает, что по итогам 2013 года поддержка 23 инвестиционных и 5 инновационных проектов с общей суммой предоставленных налоговых льгот в 1,4 млрд. рублей дала бюджетный эффект в размере 4 млрд. рублей.

Губернатор области сообщает, что в 2013 году в целях активизации участия населения в решении существующих проблем в пяти муниципалитетах области был реализован пилотный проект по поддержке местных инициатив. Он финансировался за счет бюджетных источников, а также средств граждан и спонсоров (всего было собрано более 27 млн. рублей, из них: областной бюджет – 20 млн., местный бюджет поселений – 3,8 млн., средства населения и спонсоров – 3,5 млн.), которые были направлены на строительство муниципальных дорог и водопроводных сетей, а также организацию уличного освещения.

Несмотря на засуху в ряде регионов Российской Федерации и крупномасштабное наводнение на Дальнем Востоке, в минувшем году аграрии России сумели значительно увеличить производство сельскохозяйственной продукции. о том, за счет чего это удалось сделать, рассказывает Министр сельского хозяйства Российской Федерации Н. Федоров в статье «Подводя итоги, намечая планы».

Приводя итоговые цифры полученных в 2013 году объемов сельскохохяйственной продукции, Н. Федоров отмечает, что в  пищевой и перерабатывающей промышленности при некотором замедлении темпов роста также сохранилась положительная динамика производства.

Он особо останавливается на проблеме продовольственной безопасности страны и подчеркивает, что рост объемов производства отечественной продукции способствует повышению уровня независимости страны в этой области.

По ряду видов продукции (зерно, картофель, масло растительное и сахар) пороговые значения, установленные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, превышены, а  динамика по мясу позволяет говорить о приближении к этим значениям.

Отмечается также, что рост отечественного производства животноводческой продукции приводит к постепенному уменьшению зависимости внутреннего рынка Российской Федерации от импорта.

Достижение показателей продовольственной независимости страны – одна из основных целей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы. Реализация программных мероприятий призвана обеспечить достижение продовольственной независимости по мясу к 2017 году, по молоку – к 2020 году.

В то же время автор статьи признает, что пока не удалось в полной мере решить проблемы молочной отрасли. За 2013 год объемы производства молока в хозяйствах всех категорий снизились на 3,7%, или на 1,2 млн. т к уровню 2012 года, составив 30,7 млн. т. в то же время показатель надоя молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях за год впервые в истории страны превысил пятитысячный рубеж.

В Минсельхозе создана специальная рабочая группа по совершенствованию механизмов поддержки молочной отрасли. Кроме того, Правительство Российской Федерации одобрило предложение Министерства, предусматривающее пролонгацию инвестиционных кредитов по молочной отрасли с 8 до 15 лет и увеличение компенсации процентной ставки по кредитам с 80 до 100% за счет федерального бюджета.

Эти изменения позволят улучшить финансово-экономическое состояние производителей сельскохозяйственной продукции, занимающихся молочным животноводством, увеличить рентабельность производства, снизить инвестиционную и финансовую нагрузку.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации рассмотрела результаты проверки использования средств федерального бюджета, выделенных на реконструкцию дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача» и строительство объектов для размещения бизнес-школы – Высшей школы менеджмента федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет». Об итогах идет речь в статье «Ни один объект реконструкции не введен в эксплуатацию».

В ходе проверки было установлено несоблюдение действующего законодательства, нормативов сметного регулирования и положений государственных контрактов, а также неэффективное использование средств федерального бюджета.

Так, в нарушение технического задания, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, Санкт-Петербургским государственным университетом не была обеспечена разработка проектной документации по трем из 23 этапов реализации Проекта.

Заключения Санкт-Петербургского филиала ФГУ «Главгосэкспертиза России» свидетельствуют о низком качестве подготовки представленной на государственную экспертизу проектной документации, подготовленной в нарушение требований методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации и положений Налогового кодекса Российской Федерации.

Проверкой было установлено, что в нарушение Градостроительного кодекса Российской Федерации Рособразованием и Университетом без наличия требуемых характеристик в техническое задание на проектирование было включено положение об уникальности и особой сложности объектов Проекта. Это позволило применять в государственных контрактах на выполнение проектных работ коэффициент на уникальность, что привело к увеличению их стоимости на 54,9 млн. рублей и, соответственно, неэффективному использованию средств федерального бюджета в указанной сумме.

Кроме того, на заседании коллегии отмечалось, что в нарушение условий конкурсной документации по выбору генерального подрядчика, а также требований соответствующего федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Университетом был заключен госконтракт с ООО «Сэтл Сити» на сумму 7,3 млрд. рублей несмотря на отсутствие у этой компании на момент проведения конкурса лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.

Выявленные нарушения свидетельствуют о неэффективной деятельности Университета как государственного заказчика работ по Проекту, реализация которого также признана неэффективной.

Положение российского среднего класса является предметом интереса самых различных слоев населения страны. в текущем номере публикуется статья директора Института социологии РАН, академика РАН М. Горшкова «Средний класс в современной России», которая с интересом будет прочитана самыми разными людьми. в ее основу положен анализ результатов общенационального социологического исследования, проведенного специалистами Института социологии РАН в феврале-марте 2014 г.

Автор отмечает, что бесконечные дискуссии по вопросу о том, есть ли в пореформенной России средний класс, являются надуманными и беспочвенными. Как и в других современных обществах, средний класс в России существует и отличается своими, присущими ему количественными и качественными характеристиками.

Накопленные в ходе исследования данные позволили академику М. Горшкову сформулировать несколько интересных тезисов.

Так, по его данным, в настоящее время появились основания говорить о том, что российский средний класс «перешагнул» рубеж 40% населения в целом. При этом в его составе преобладают женщины, представители молодых и средних возрастов, а также потомственные горожане не только из городов-миллионников, но и из малых городов России.

Состояние отечественного среднего класса отражает особенности нынешнего исторического периода развития России и той модели экономики, которая сложилась за годы реформ. Поэтому вполне понятно, почему, российский средний класс в большей степени похож на средний класс развитых стран прежней эпохи (имеются в виду 60 – 80 гг. XX в.), чем на нынешний в этих странах.

Хотя численность среднего класса России определяется достаточно значимой величиной, по своему внутреннему составу он не является однородным, но представляет собой, скорее, симбиоз двух отличающихся друг от друга групп. в его структуре четко выделяются устойчивое ядро и более динамичная периферия.

В отличие от остальных россиян средний класс характеризуется ярко выраженными возможностями изменять свою жизнь к лучшему. Однако, хотя он оказывается более успешным по сравнению с другими слоями населения, динамика достижений выглядит неутешительно.

Вектор дальнейшего развития России, который поддерживает средний класс (имеется в виду будущее страны, основные нормы и ценности, отношение к базовым институтам общества), не совпадает с классическими западными представлениями об общественном устройстве.

Процессы эволюции политического сознания в среднем классе находятся в настоящее время на том же этапе, что и в обществе в целом. Моральное состояние среднего класса не противостоит морали общества в целом. Представители средних слоев, как и остальные россияне, разделяют беспокойство положением дел в морально-этической сфере, ратуют за возвращение России к национальным традициям и нравственным ценностям, проверенным временем.

Российский средний класс является социальной группой повышенной потенциальной миграционной активности. При этом представители среднего класса демонстрируют четко выраженную «столицецентричную» модель миграционного поведения и прежде всего в той его части, которая относится к внутрироссийской миграции.

В социальной структуре современного российского общества средний класс занимает относительно благоприятные позиции. Однако в целом он может быть охарактеризован как класс с ощущением приниженности своего социального статуса.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось совещание руководителей правоохранительных органов страны, на котором обсуждались вопросы эффективности мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, а также по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с невозвратом или незаконным выводом из Российской Федерации денежных средств. о нем идет речь в статье публикуемой под рубрикой «На страже закона и порядка» «Обсуждены задачи по пресечению криминального оборота денежных средств», которая подготовлена по материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

На совещании отмечалось, что несмотря на проведение Росфинмониторингом в 2013 году 25 тыс. финансовых расследований и почти такого же количества проверок по запросам правоохранительных органов, а также выявление прокурорами свыше 4 тыс. нарушений, было зарегистрировано всего лишь 582 случая криминальной легализации. Более чем на треть уменьшилось и число зафиксированных преступных посягательств, связанных с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте.

По итогам состоявшегося обсуждения участниками совещания согласованы организационно-распорядительные меры и законодательные инициативы, направленные на обеспечение результативности деятельности правоохранительных органов в рассматриваемой сфере.

В частности, поручено проработать вопрос о введении уголовной ответственности за умышленное несообщение сотрудниками кредитных организаций о совершении подозрительных операций; об ограничении участия оффшорных компаний в реализации государственных программ; о проведении исследования причин вынесения оправдательных приговоров и прекращения уголовного преследования по делам рассматриваемой категории; об ориентировании сотрудников оперативных подразделений на предметную работу по выявлению лиц, причастных к отмыванию преступных доходов и невозврату денежных средств; об активизации использования органами предварительного расследования возможности международных договоров в целях блокирования и ареста активов по анализируемым уголовным делам.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» публикуется также подборка информационных сообщений под общим заголовком «В результате решительных действий оперативников задержаны опасные преступники». Она подготовлена по материалам пресс-службы МВД России.

Информационная подборка открывается сообщением о задержании в г. Москве участников этнической организованной преступной группы, подозреваемой в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

Группа состояла из уроженцев Северо-Кавказского региона и Республики Молдова. Ее участники специализировались на вымогательствах в отношении водителей рейсовых автобусов, курсирующих по маршруту «Кишинев – Москва».

Подозреваемые требовали от руководства компании, осуществляющей перевозки пассажиров, регулярных денежных выплат в размере 150 тыс. рублей, а в случае отказа угрожали физической расправой водителям и порчей автотранспорта.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в Юго-Западном административном округе столицы в момент получения денежных средств участники группы были задержаны с поличным.

География последующих сообщений подборки также достаточно представительна: Подмосковье, Хакассия, Татарстан и Кировская область.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ