логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 7, 2014

НА ОСОБОМ КОНТРОЛЕ – ВЫПОЛНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РЕГИОНА

В седьмом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

          Номер открывает статья «На особом контроле – выполнение социальных программ региона» под рубрикой «Федеральный округ», подготовленная по материалам контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Она посвящена результатам проверки деятельности органов государственной власти Республики Татарстан, Пермского края и Нижегородской области по устранению недостатков, выявленных  в ходе проверки в I полугодии 2013 г. по исполнению  указов и иных решений Президента Российской Федерации, направленных на повышение качества жизни населения.

Проверкой были охвачены вопросы повышения заработной платы педагогических работников и врачей, улучшения жилищных условий и обеспечения жильем семей, имеющих трех и более детей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделения земельных участков многодетным семьям, модернизации системы здравоохранения, лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, ликвидации очередей в дошкольные образовательные учреждения и другие.
Установлено, что органами исполнительной власти Республики Татарстан, Пермского края и Нижегородской области принимаются меры, направленные на повышение оплаты труда педагогических и медицинских работников.
Так, в Республике Татарстан заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования по итогам I полугодия 2013 г. составила свыше 30 тыс. рублей (121,7% средней зарплаты в республике), в Пермском крае – 27 843 рубля (119% средней зарплаты). В Нижегородской области средняя заработная плата педагогических работников превысила 24 тыс. рублей что на 6,7% выше средней заработной платы по экономике региона.
В то же время в половине муниципальных образований Нижегородской области ее уровень оказался ниже запланированного показателя. Не выполнены также плановые показатели по повышению заработной платы педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений в Пермском крае.
В сфере здравоохранения плановые показатели повышения заработной платы в I полугодии 2013 г.  выполнены во всех трех регионах, охваченных проверкой.
Лекарственное обеспечение льготных категорий граждан в целом оценивается как удовлетворительное. Вместе с тем остается острой проблема обеспечения лекарственными препаратами граждан с заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронически прогрессирующих редких (орфанных).
В регионах, где прошли проверки, принимаются меры по исполнению законодательства в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в том числе по формированию специализированного жилищного фонда.

Истекший год был отмечен 20-летним юбилеем Конституции Российской Федерации. За это время в стране осуществлен ряд значительных мер по укреплению конституционной законности. О некоторых из них в статье «Защищая права граждан и интересы государства» под рубрикой «Государственное строительство» рассказывает Генеральный прокурор Российской Федерации     Ю. Чайка.

Особое внимание прокуроры уделяли обеспечению конституционной законности, от состояния которой во многом зависит эффективная реализация в стране правовых реформ.
Так, в минувшем году органами прокуратуры было оспорено более 2,6 тыс. противоречащих федеральному законодательству правовых актов органов государственной власти субъектов и около 122 тыс. – муниципальных  нормативных документов. Они содержали неправомерные нормы по вопросам социального, налогового, бюджетного, земельного регулирования, природопользования, градостроительства и государственной службы.
Ю. Чайка сообщает, что благодаря превентивной работе прокуроров (ими была проведена правовая экспертиза свыше 56 тыс. проектов нормативных правовых актов региональных органов власти и 582 тыс. – муниципальных) общее число незаконных нормативных документов снизилось на 4%. Эта деятельность и сейчас осуществляется, по сути дела, в ежедневном режиме.
Много лет одной из главных задач прокуроров является обеспечение правозащитной функции, особенно в социальной сфере, в которой за прошлый год выявлено более 3 млн. нарушений законов.
В связи с этим по актам прокурорского реагирования только к дисциплинарной и административной ответственности было привлечено свыше 480 тыс. виновных лиц, в суды направлено 700 тыс. исков, наши требования удовлетворены на сумму около 10 млрд. рублей.
Традиционно в центре внимания находились вопросы оплаты труда. Совместно с судебными органами прокурорам удалось в значительной степени улучшить ситуацию с выплатой заработной платы, были удовлетворены почти 374 тыс. исков на 7,3 млрд. рублей.

В 2013 году одним из самых драматичных событий в России стало наводнение на Дальнем Востоке – самое большое за 115 лет. Жители Комсомольска-на-Амуре, защищая свой город, фактически встали на дамбе живым щитом. Скоординированно, слаженно и результативноработали на ликвидации последствий чрезвычайной ситуацииорганы государственной власти и местного самоуправления. Но ситуация с ликвидацией последствий наводнения – лишь один из эпизодов деятельности Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Руководитель ведомства А. Галушка в статье «Дальний Восток России – территория опережающего развития» анализирует проблемы, стоящие перед дальневосточниками.

Автор напоминает, что не так давно принята новая федеральная целевая программа развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 года. Но, по его словам, акцент в ней сделан на развитии транспортной инфраструктуры, что важно, но недостаточно. Поэтому по поручению Правительства Российской Федерации Минвостокразвития работает над внесением изменений в федеральную целевую программу и государственную программу.
Главное – обеспечить динамичное развитие Дальнего Востока. Прежде всего необходимо повысить  эффективность использования земли – одного из ключевых  ресурсов развития. В числе прочих Минвостокразвития прорабатывает вопросы наделения земельными участками граждан, которые связывают свое будущее с Дальним Востоком, –  как из числа живущих там, так и переселенцев.
Вторая приоритетная задача – создание территорий опережающего развития: индустриальных парков, технопарков и агропарков, участие в создании и управлении особыми экономическими зонами. Невозможно сделать все и сразу, в том числе создать  необходимую  инфраструктуру. Но создать условия, чтобы на Дальний Восток пришел инвестор, надо быстрее.
Третьим важным направлением в деятельности Минвостокразвития министр назвал процесс согласования с возглавляемым им Министерством государственных программ и федеральных целевых программ других министерств и ведомств.
Анализ имеющихся на сегодня госпрограммы и ФЦП показывает, что в большинстве из них имеет место недофинансирование Дальнего Востока.
И если дальнейший подъем экономики и социальной сферы Дальнего Востока определен как  национальный приоритет, если речь идет о модели комплексного и опережающего развития региона, то такая ситуация неприемлема, подчеркивает автор.

26 мая 2014 г. в г. Иваново под председательством  В. Путина состоялось заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, на котором обсуждались вопросы реализации новых норм законодательства, направленных на совершенствование деятельности муниципальных органов. Как отметил в своем выступлении Глава государства, в ближайшее время регионам предстоит серьезная работа по определению оптимальной модели организации местного самоуправления на своих территориях.
В статье «Реформа здравого смысла» губернатор Ленинградской области     А. Дрозденко рассказывает о проводимой в регионе реформе местного самоуправления и предложениях, подготовленных его командой для рассмотрения на федеральном уровне.

Система местного самоуправления в том виде, в котором существует сегодня в России, буксует, отмечает губернатор. При этом претензии предъявляются не по вопросу о кадрах, нормативных документах или финансах. Основной упрек заключается в том, что местная власть не может ответить на все запросы населения.
А. Дрозденко считает, что она является недееспособной для решения задач, которые ставит Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Губернатор Ленинградской области напоминает, что регион одним из первых заговорил о том, что положение дел, сложившееся с местным самоуправлением в российских регионах, стало противоречить не только букве закона, но и здравому смыслу. С первого дня работы в должности губернатора Ленинградской области (с мая 2012 г.) он стал поднимать вопрос о необходимости внесения изменений в ФЗ № 131.
Ведь многие регионы России не способны содержать большое количество мелких сельских поселений, образованных в границах прежних сельсоветов и волостей, не соответствующих ни изменившейся системе расселения, ни переменам в экономике, подчеркивает губернатор.
Автор сообщает о том, что в Ленинградской области реформа местного самоуправления осуществляется по нескольким направлениям и подробно рассказывает о них.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации проанализировала результаты структурной реформы железнодорожного транспорта и ее влияние на экономику и социальную сферу в Российской Федерации. С докладом по результатам исследования, охватившего период с 2004 по 2012 годы, выступил аудитор Счетной палаты Российской Федерации В. Богомолов.
Анализ выполнения 70 плановых мероприятий показал, что более половины из них выполнены с опозданием на срок до трех лет. В частности, не вовремя принимались необходимые нормативные документы.
Подробности проведенного исследования приводятся в статье «Структурная реформа железнодорожного транспорта не достигла ожидаемых результатов», которая публикуется под рубрикой «Что показали проверки».

Отмечается, в частности, что  к концу первого этапа реформы железнодорожного транспорта (2001–2002 гг.) не был создан механизм поддержки убыточных видов деятельности, в первую очередь, пассажирских перевозок. Не были приняты основополагающие нормативные правовые акты, позволяющие обеспечить приватизацию имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта.
По итогам реализации второго этапа (2003–2005 гг.) окончательно не была определена целесообразность создания специализированных перевозчиков грузов – транзитных, интермодальных и рефрижераторных. Не были созданы условия для увеличения количества компаний, находящихся в конкурентных отношениях, и осуществляющих перевозки грузов на условиях публичного договора.
В ходе третьего этапа реформирования (2006–2010 гг.) не было завершено формирование нормативной правовой базы по обеспечению доступа всех заинтересованных пользователей к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Анализ также показал, что проведенные в отрасли преобразования существенно не улучшили эксплуатационные характеристики и техническую оснащенность сети железных дорог. Сохраняются диспропорции в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортной обеспеченности регионов.
Результаты исследования Счетная палата направила руководству страны и в соответствующие ведомства.

Приближается 100-летие со дня начала Первой мировой войны. Участие в ней России является вопросом, требующим внимательного рассмотрения и даже переосмысления. До сих пор этой войны практически нет в российской истории, нет упоминания о ней в учебниках, нет даже места, где можно было бы положить цветы в память о погибших воинах.
Президент Российской Федерации В. Путин на одном из выступлений в Совете Федерации высказал свой взгляд на события и итоги Первой мировой войны. Назвав ее «забытой войной», Глава государства подчеркнул, что люди, которые отдали жизни за интересы России, не должны быть забыты.
В последнее время российская общественность делает многое для того, чтобы поправить положение. В Доме русского зарубежья имени А. Солженицына  состоялось заседание Общественного совета Российского исторического общества по содействию Организационному комитету в подготовке мероприятий, связанных со 100-летием начала Первой мировой войны. О том, какая работа ведется в преддверии  события, в статье «Отдавшие жизнь за Россию не должны быть забыты» рассказывает председатель общественного совета Российского исторического общества, начальник аналитического управления  Государственной думы  Федерального Собрания Российской Федерации А. Петров.

Память о Первой мировой войне в России не умерла, отмечает автор, о чем свидетельствуют документы и мемуары в музейных и архивных коллекциях, устные воспоминания граждан.
При подготовке к 100-летнему юбилею этой войны было отмечено, что нет недостатка в материале, который необходимо показать соотечественникам и особенно молодежи. Важно лишь правильно расставить акценты, отобрать то, что необходимо продемонстрировать в первую очередь, подчеркивает А. Петров.
План национального Оргкомитета действует уже с весны 2013 года под руководством Председателя Государственной Думы, председателя Российского исторического общества С. Нарышкина. Оргкомитет серьезно продвинулся в формировании этих планов и даже частично в их реализации.
Задача Российского исторического общества среди прочего заключается в том, чтобы привлечь к упомянутому событию как можно больше внимания, больше активистов, способных предложить реальные проекты и реализовать их.
В ходе подготовки к юбилею было решено провести в последние дни июля в Москве специальный форум, а 1 августа открыть памятник воинам Первой мировой войны на Поклонной горе.
Запланированы открытия крупных выставок в музеях гг. Санкт-Петербурга, Калининграда, Москвы и других. Так, Государственный Эрмитаж предоставит Государственному Историческому музею материалы для юбилейной выставки, интересная экспозиция готовится в Музее современной истории России.

На начало мая 2014 г. в лесном фонде Центрального федерального округа было зарегистрировано 69 лесных пожаров, а пройденная огнем площадь составила 95,72 га. В статье «В режиме постоянной готовности», публикуемой под рубрикой «Чрезвычайная ситуация» заместитель начальника Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу А. Ермоленко рассказывает о том, какие силы и средства нынешним летом будут противостоять огненной стихии.

Разработаны и утверждены планы тушения лесных пожаров, в том числе маршруты наземного и авиационного патрулирования. Организовано 1287 мобильных групп пожаротушения более чем из 6 тыс. человек (108,7% плана), организовано свыше 1 тыс. добровольных пожарных дружин почти из 12 тыс. человек (112,5% задания).
Проведены обучения и тренировки 5 тыс. работников по тактике и технике тушения лесных пожаров. Подготовлены 214 пожарно-химических станций, 2213 пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря. Создан резерв материальных ресурсов, средств пожаротушения, а также запас горюче-смазочных материалов.
Во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, созданы региональные пункты диспетчерского управления, а их работа организована в круглосуточном режиме.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» публикуется подборка информационных сообщений под общим заголовком «Межведомственное взаимодействие правоохранительных органов нацелено на усиление борьбы с преступностью», подготовленная по материалам пресс-службы МВД России.

Открывает информационную подборку сообщение о рабочей встрече Министра внутренних дел Российской Федерации В. Колокольцев с генеральным директором Национальной полиции Республики Филиппины А. Пурисимой, которая состоялась в рамках визита делегации МВД России в г. Манилу на 34-я конференцию Ассоциации национальных полиций государств АСЕАН (АСЕАНАПОЛ).
Глава МВД России сообщил, что у России накоплен опыт повышения квалификации полицейских, в том числе иностранных, и заявил о готовности рассмотреть актуальные вопросы сотрудничества в этой сфере. По его словам, МВД России заинтересовано во взаимодействии с филиппинской полицией по вопросу обеспечения безопасности российских туристов, число которых только в 2013 году на Филиппинах было 20 тыс. человек.
Сюжеты остальных сообщений выпуска посвящены конкретным фактам деятельности сотрудников МВД по затронутому вопросу.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ