логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 4, 2013

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ КОНТРОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО II ПОЛУГОДИИ 2012 Г.

В четвертом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей Контрольного управления Президента Российской Федерации "Некоторые итоги работы Контрольного управления Президента Российской Федерации во II полугодии 2012 г.".

Всего самостоятельные подразделения Администрации Президента Российской Федерации и полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах провели за этот период 127 контрольных мероприятий.

Представленные в статье материалы делятся на несколько основных разделов: долгосрочные плановые контрольные мероприятия, текущие плановые и внеплановые проверки. Особый раздел посвящен контролю за выполнением поручений Главы государства

Кратко проанализируем каждый из этих разделов.

Так, долгосрочные плановые контрольные мероприятия включают контроль за ходом реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и программных указов Президента Российской Федерации.

Осуществлялся контроль за подготовкой к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, за ходом подготовки к проведению Универсиады в г. Казани в 2013 году. Особое внимание уделялось контролю за завершением строительства объектов саммита АТЭС.

Соответствующие доклады регулярно представлялись Президенту Российской Федерации и руководителю его администрации.

Наиболее объемен раздел, посвященный текущим плановым проверкам, как и перечень самих проводившихся мероприятий.

Надзорные и контрольные мероприятия касались вопросов создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде; формирования эффективного механизма, направленного на снижение административных барьеров в целях улучшения условий ведения предпринимательской деятельности; обеспечения безопасности олимпийских объектов, строительства и реконструкции объектов ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года   в г. Сочи.

Особое внимание уделено в статье проверке хода исполнения поручения Президента Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".

Отмечается, в частности, что на начало 2013 года в субъектах Российской Федерации насчитывалось 966 198 многодетных семей, 128 153 из которых изъявили желание бесплатно получить земельный участок для строительства жилого дома или дачи.

Проводилась проверка исполнения указаний Главы государства по повышению эффективности контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов.

В ходе ее было установлено, что у отдельных органов государственной власти отсутствует четкое понимание путей решения данной проблемы, а также не определен единый федеральный орган исполнительной власти, ответственный за осуществление государственной политики в этой сфере. Результаты проверки, вероятно, скажутся на решении этой важной для российского общества проблемы.

Идет также речь о контроле за испонениеями поручений Президента Российской Федерации, касающихся обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.; повышения заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования; сохранения объектов культурного наследия и строительства или реконструкции учреждений культуры.

Ряд проведенных внеплановых проверок касался организации и хода выполнения работ по ликвидации последствий наводнения в Краснодарском крае, взрыва боеприпасов на складах одной из воинских частей в Удмуртской Республике, оказанию государственной поддержки в строительстве онкологического диспансера в г. Орске Оренбургской области; а также медицинского обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В статье особо подчеркивается, что в упомянутом отчетном периоде основное внимание было сосредоточено на контроле за исполнением указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федерации по наиболее актуальным проблемам социально-экономического развития страны.

Всего в 2012 году контроль осуществлялся за выполнением 4086 поручений и указаний Президента Российской Федерации.

В 2012 году количество поручений, выполненных в первоначально установленные сроки, выросло до 47% по сравнению с 39% в 2011 году.

В 2009–2011 гг. в субъектах Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, отмечался заметный прирост зарегистрированных легковых автомобилей - до 6% в год.  В то же время рыночные механизмы в сфере технического осмотра (ТО) находятся в неразвитом состоянии.

В статье "Совершенствовать систему техосмотра автотранспорта", публикуемой под рубрикой "Федеральный округ", анализируются результаты проверки исполнения в округе Федерального закона от  1 июля 2011 г. № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и решений Президента Российской Федерации по наведению порядка в организации и проведении техосмотра  автотранспорта.

Статья начинается констатацией того, что за небольшое время действия упомянутого закона в него уже были внесены существенные изменения.

Делается вывод о том, что в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в округ, отсутствует единообразное понимание и исполнение норм действующего законодательства, а правовые основы организации и осуществления контроля и надзора в системе технического осмотра являются противоречивыми и непоследовательными.

Такая ситуация способствует тому, что органы государственной власти ряда субъектов Федерации (например, Ненецкого автономного округа) практически самоустранились от принятия мер по организации проведения технического осмотра.  

Приводятся примеры, подтверждающие сказанное.

Так, только в шести субъектах Федерации, входящих в состав округа (Республика Карелия, Архангельская, Калининградская и Мурманская области, г. Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ) были определены региональные органы исполнительной власти, уполномоченные для координации и комплексного решения вопросов в сфере технического осмотра. В остальных регионах округа уполномоченные исполнительные органы определены не были.        

Предельные размеры платы за проведение технического осмотра находятся в диапазоне от 360 рублей (Новгородская область) до 881 рубля (г. Санкт-Петербург) при средней величине по округу 569 рублей. При этом в ходе проверки большинство операторов ТО отмечали, что предельные размеры платы установлены на уровне ниже себестоимости техосмотра.

В системе техосмотра были выявлены многочисленные нарушения, недостатки и нерешенные проблемы юридического, организационного и технологического характера,  которые могут явиться источниками социальных проблем. 

На момент проверки новая система техосмотра не может надлежащим образом и в полном объеме обеспечить решение задачи.

Отмечается также, что многочисленная и разветвленная сеть пунктов ТО оказалась  фактически выведенной из-под государственного контроля.

Обнаруженные в ходе проверок факты будут учтены в дальнейшей работе по совершенствованию соответствующего законодательства.

В конце 2012 года Счетная палата Российской Федерации провела контрольное мероприятие с целью оценки соблюдения законности при осуществлении операций по размещению средств федерального бюджета на банковские депозиты и эффективности их размещения.

Аудитор Счетной палаты Российской Федерации М. Бесхмельницын в статье под рубрикой "Что показали проверки" знакомит читателей с результатами проделанной работы.

Приведя многочисленные примеры, касающиеся конкретных процедур, автор отмечает, что проведенный расчет суммы процентов, подлежащих уплате кредитными организациями в проверяемом периоде подтвердил правильность начисления процентов по всем договорам, заключение и возврат которых пришелся на период  2009 – 2011 гг.

По словам аудитора, случаев нарушения Минфином России и Федеральным казначейством предусмотренной регламентирующими документами процедуры размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты установлено не было.

Нарушений в части сроков и полноты перечисления средств на депозиты и сроков их возврата, а также перечисления кредитными организациями процентов по депозитам в 2009 – 2011 гг. также не обнаружено.

Сообщая, что наибольшую активность при размещении средств федерального бюджета на депозиты проявили в 2011 году ОАО Банк ВТБ, ОАО ГПБ и ЗАО ВТБ 24, М. Бесхмельницын отмечает, что проверка деятельности этих кредитных организаций по размещению средств федерального бюджета на депозиты не выявила нарушений действующих в проверяемом периоде процедур, сроков и полноты перечисления средств.

По результатам выборочной проверки указанных банков было установлено, что доходность размещения средств федерального бюджета на депозитах в данных коммерческих банках в 2011 году при сопоставимых сроках превышала доходность размещения средств юридических и физических лиц от 0,8 до 2,2%.

Равномерное распределение и широкий диапазон сроков размещения в 2011 году свидетельствуют о стабилизации финансового рынка и более взвешенной денежно-кредитной политике, делает заключение автор статьи.

Под рубрикой "На страже закона и порядка" в текущем номере бюллетеня публикуются статья прокурора Волгоградской области В. Чурикова "Принимаются жесткие меры прокурорского реагирования" и обозрение информационных сообщений пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции  МВД России.

Органы прокуратуры Волгоградской области уделяют вопросам обеспечения законности в жилищно-коммунальной сфере самое пристальное внимание, - таким утверждением начинает статью прокурор области и подтверждает это примерами.

Повсеместно налажен ежедневный мониторинг ситуации на основе данных контролирующих органов и СМИ, обращений граждан и юридических лиц. Это позволяет своевременно выявлять допущенные нарушения и оперативно на них реагировать.

В 2012 году прокуроры выявили в сфере ЖКХ области свыше 2,5 тыс. нарушений и привлекли к дисциплинарной ответственности 608 виновных лиц, а к административной – 204 должностных лица.

Всего в суды было направлено 288 исковых заявлений. Так, по иску прокурора Светлоярского района судом было вынесено решение об устранении нарушений, допущенных при возведении многоквартирного дома, который строился в рамках целевой программы о переселении граждан из аварийного жилья.

Обращением в суд прокуратуры Тракторозаводского района г. Волгограда было пресечено распространение "двойных" квитанций на оплату за потребленную электроэнергию.

Автор статьи рассказывает о самой сложной ситуации с нарушением прав тысяч жителей Красноармейского района г. Волгограда, которую удалось разрешить. В квартиры этих жителей с июля 2012 г. перестала поступать горячая вода. Прокурор Красноармейского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту населения.

Решением Центрального районного суда г. Волгограда прекращение подачи тепловой энергии ресурсоснабжающей организацией было признано незаконным и ее обязали возобновить.

При исполнении этого судебного решения служба судебных приставов столкнулась с противодействием ответчика, который затягивал процесс подключения воды. Речь, таким образом, шла уже о злоупотреблении правами доминирующего поставщика энергоресурсов.

Поручение о проведении проверки соблюдения коммерческой организацией антимонопольного законодательства было направлено прокуратурой области в управление Федеральной антимонопольной службы по региону. Контролирующий орган подтвердил позицию прокуратуры и признал, что ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" нарушило закон о конкуренции.

Решается вопрос о возбуждении в отношении хозяйствующего субъекта дела об административном правонарушении.

Прокурор области обращает внимание: практика свидетельствует о том, что коммунальное хозяйство стало прибыльным бизнесом для отдельных лиц. Такое положение дел побуждает прокуратуру к принятию действенных мер.

Для достижения позитивных изменений необходима консолидация усилий всех государственных, муниципальных и правоохранительных органов, отмечает прокурор В. Чуриков.

Обозрение информационных сообщений под общим заголовком "Похищенные недвижимость и бюджетные средства возвращены государству" подготовлена по материалам пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции  МВД России.

Ее открывает сообщение о пресечении деятельности организованной преступной группы, подозреваемой в хищении федеральной собственности, принадлежащей Министерству обороны Российской Федерации. Было установлено, что с 2007 по 2011 гг. члены группы незаконно завладели земельным участком в Подмосковье площадью более 50 гектаров и стоимостью 430 млн. рублей.

Участники группы использовали поддельные документы, якобы подписанные  высшими должностными лицами военного ведомства, в том числе Военно-воздушных сил России и Службы благоустройства и расквартирования. Ранее данный объект недвижимости принадлежал военной части ВВС России и был оснащен сооружениями специального  назначения.

По результатам проверки, проведенных сотрудниками ГУЭБиПК МВД России  совместно с Департаментом имущественных отношений Минобороны России и  ГСУ ГУ МВД России по Московской области, было возбуждено уголовное дело. Под стражу заключили председателя дачного некоммерческого партнерства "Звезда", подозреваемого в незаконном получении права распоряжаться  находящимися в федеральной собственности участками, на территории которых развернулось строительство коттеджей.

Оперативно-следственные мероприятия продолжаются, поскольку не исключено, что к реализации противоправной схемы могут быть причастны должностные лица государственных органов.

Следующий эпизод информационного обозрения касается фактов злоупотребления должностными  полномочиями, в которых подозреваются руководители управления Республики  Башкортостан по недропользованию.

В результате неправомерных действий чиновников Башнедр государству был причинен ущерб в размере более 6 млн. рублей.

Подборка включает также сообщения о пресечении противоправной деятельности организованной преступной группы, участники которой  подозреваются в незаконном обналичивании денежных средств с использованием системы электронных переводов ФГУП "Почта России"; организованной  группы, подозреваемой в организации канала поставки осетровых рыб, незаконно добытых в бассейне р. Енисей; задержании высокопоставленного чиновника-взяточника в Волгоградской области и другие.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ