логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 12, 2012

КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА – ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

В двенадцатом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается новогодним поздравлением читателям и авторам информационного бюллетеня "Президентский контроль" от редакционного совета.

Под рубрикой "Федеральный округ" публикуется статья "Ключевая задача – повышение эффективности и качества государственных услуг", посвященная результатам проверки исполнения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также решений Президента Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по вопросам предоставления государственных услуг населению.

Отмечается, в частности, что в  результате проведенных в 2011 году мероприятий по совершенствованию информационно–технологического обеспечения Управления  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области удалось сократить обязательное количество документов, предоставляемых населением для получения государственных услуг по различным вопросам. Управление предоставляет 7 государственных услуг, в том числе по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также предоставляет  сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Теперь при регистрации прав на недвижимое имущество от заявителей не требуется предоставления кадастровых паспортов на земельные участки. Они могут также получать информацию о наличии у них недвижимого имущества на территории всей страны без выезда в другие регионы.

Для сокращения очередности ведется работа по организации приема документов на государственную регистрацию, подготовленных с использованием программы предварительной подготовки данных в электронном виде. Отмечается востребованность этой формы подачи документов. Так, если в 2010 году было подано менее 1 тыс. заявлений с использованием указанной программы, в 2011-м – более 3,6 тыс., а в январе–феврале 2012 г. уже около 2,5 тыс.

С 1 марта 2012 г. на портале государственных услуг в общем доступе открылся сервис "Предварительная запись", позволяющий заявителю самостоятельно выбрать удобное для него время и день приема.

Принимаются меры для повышения качества государственных услуг. В 2011 году был решен вопрос о принятии в оперативное управление здания в г. Исилькуле и помещения в р. п. Знаменское, что в 2012 году позволяет обеспечивать более комфортные условия при предоставлении государственных услуг. В феврале 2012 г. в новое помещение переехал отдел по регистрации прав в Октябрьском административном округе г. Омска. Увеличение площади помещения, в котором расположен отдел, позволило сделать как рабочие, так и присутственные места более комфортными.

Одновременно в статье отмечается, что в 2010-2012 гг. Управлению не выделялись бюджетные средства на проведение капитального и текущего ремонта занимаемых помещений, а также на приобретение основных средств, в связи с чем не решались вопросы по техническому оснащению помещений для повышения комфортности при оказании госуслуг.

Под рубрикой "Что показали проверки" публикуется статья Контрольного управления Президента Российской Федерации под заголовком "Государственный и муниципальный надзор в области обращения с отходами недостаточно эффективен", подготовленная на основе проведенной проверки. По данным Министерства природных ресурсов и экологии  Российской Федерации, ежегодно из более чем 3,5 млрд. т образующихся промышленных отходов в стране используется и обезвреживается около 47%, в результате чего накопленные объемы продолжают увеличиваться.

Проверка показала, что действующая в России система обращения с промышленными отходами неэффективна. В уполномоченных органах отсутствует информация о природных объектах и территориях, загрязненных в результате хозяйственной деятельности, и об уровнях их загрязнения, что не позволяет провести полную оценку масштабов экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности.

Должным образом не ведется учет объемов образования, использования и обезвреживания промышленных отходов, а также объектов их размещения. Информация о них неполная и не всегда достоверная.

Федеральные министерства и ведомства не принимают должных мер, направленных на внедрение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования, повторное вовлечение промышленных отходов в хозяйственный оборот. За 14 лет с момента принятия Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не был сформирован банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

В стране отсутствует комплексная стратегия обращения  с твердыми бытовыми отходами (ТБО), предусматривающая, в том числе, создание эффективной системы управления в этой области. Объемы образования и накопления ТБО растут, негативно воздействуя на окружающую среду   и увеличивая риски для здоровья населения. Связанные с этим экологические проблемы затрагивают практически все регионы страны.

По экспертным оценкам, ежегодно в стране образуется до 50 млн. т ТБО, основная масса которых без сортировки и извлечения полезных компонентов вывозится на полигоны и свалки для захоронения. В товарную продукцию перерабатывается всего  5%.

Необходимо отметить, что, кроме экологического, государству наносится и экономический ущерб. Ежегодно безвозвратно теряются значительные объемы макулатуры, черных и цветных металлов, полимерных материалов и стекла.

В статье подчеркивается, что Минприроды России не принимает действенных мер, направленных на совершенствование нормативной правовой базы в области обращения с отходами.

Неэффективным остается и государственный надзор в области обращения с отходами, осуществляемый Росприроднадзором и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Выступая на заседании президиума Госсовета 9 октября 2012 г., Президент Российской Федерации В. Путинопределил состояние использования земельных ресурсов как неэффективное, являющееся тормозом для развития экономики страны.

Тема земельных отношений затрагивает практически все аспекты жизнедеятельности государства, люди ждут от руководства решения проблем, которые мешают им работать на земле, приносить пользу себе, обществу и стране. Об этом говорится в статье губернатора Оренбургской области Ю. Берга "Необходимо создать эффективно работающую модель использования земли". Рассматривается сложившаяся ситуация и предлагается ряд мер для ее разрешения.

Автор отмечает, что одним из приоритетных направлений работы является предоставление земельных участков для жилищного строительства. По мнению губернатора, надо настойчиво добиваться проведения аукционов, - публичная система предоставления участков должна стать повседневной и привычной для собственников.

Сообщая, что негативными последствиями политики так называемой "точечной застройки" стало существенное уплотнение объектов строительства, особенно в крупных городах – без учета ресурсов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, автор статьи подчеркивает, что в будущем надо концентрироваться на предоставлении земельных участков преимущественно для комплексной застройки. Для чего необходимо изменить законодательство по нескольким направлениям, которые он перечисляет.

Первое – создать для муниципалитетов стимулы к завершению разработки документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.

Второе – активнее вовлекать в оборот земельные участки, находящиеся в государственной собственности. При этом по-прежнему актуальным является вовлечение в оборот федеральных земельных участков, которые уже не используются в сельском хозяйстве и для нужд обороны.

Третье – разработать простую и прозрачную процедуру выделения земельных участков для строительства объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.

По мнению автора статьи, необходимо упростить порядок предоставления таких участков, исключив процедуру предварительного согласования места размещения объекта. Сегодня цикл предоставления земельных участков для указанных целей – без проведения торгов – занимает от одного года до трех лет, а надо сократить эти сроки до трех–пяти месяцев.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства, способствующего обеспечению земельными участками отдельных категорий граждан и юридических лиц (многодетные семьи, инвалиды, жилищно-строительные кооперативы и другие).

В настоящее время на федеральном уровне этот порядок не урегулирован, поэтому требуется установить четкие правила,  которые определяли бы случаи и перечень категорий граждан для льготного предоставления земельных участков.

По мнению губернатора Оренбургской области, надо законодательно закрепить обязанность обеспечивать за счет бюджетных средств инфраструктурой земли, предоставляемые многодетным семьям.

Ежегодно большое количество обращений, адресованных Президенту Российской Федерации, направляется по новому каналу связи –  сети Интернет. Об особенностях обращений в форме электронного документа и новых подходах в деятельности по их рассмотрению в статье "Новейшие информационные технологии – важное звено в работе с обращениями граждан и организаций" рассказывает начальник Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций  М. Михайловский.

Еще недавно, в 2006 году, доля обращений, поступивших по системам общего пользования (так до 1 января 2011 г. определялись обращения в форме электронного документа) составляла менее 4,5% от общего количества обращений на имя Главы государства. Теперь эта доля превышает 50%.

Благодаря сети Интернет количество обращений, адресованных Президенту Российской Федерации, за сравниваемые периоды увеличилось в 3,8 раза – с 255 244  в 2006 году до 962 034 – в 2011-м. Только за январь – август текущего года их  поступило более 500 тыс. При этом 51,3% - в форме электронного документа.

Интернет дает пользователям уникальную возможность общаться в режиме on-line. Такая система обратной связи с населением будет в ближайшее время использоваться и Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций.

Прообраз ее уже существует. Каждый заявитель, пользующийся Интернетом, может получить доступ в "Личный кабинет" в разделе "Обращения" официального сайта Президента Российской Федерации и благодаря этому быть информированным о ходе и результатах рассмотрения обращений, адресованных Главе государства и Администрации Президента Российской Федерации.

В настоящее время раздел "Личный кабинет" находится в опытной эксплуатации. Первые шаги в этом направлении  показывают, что это звено в системе взаимоотношений с заявителями, использующими Интернет, войдет в разряд ведущих.

Под рубрикой "На страже закона и порядка" в текущем номере бюллетеня публикуются статья прокурора Калужской области Д. Демешина "Своевременное и качественное предоставление государственных услуг – под постоянным надзором органов прокуратуры" и подборка информационных материалов пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

Прокуратура Калужской области провела анализ состояния законности в сфере предоставления государственных слуг, который показал необходимость принятия кардинальных мер для исправления сложившейся ситуации и устранения нарушений прав граждан. Недопустимо, чтобы граждане часами, а то и днями стояли в очередях за получением той или иной государственной или муниципальной услуги.

Автор сообщает, что затронутые вопросы были рассмотрены на межведомственном оперативном совещании, состоявшемся  в прокуратуре области. На нем руководителям государственных органов были вручены представления с требованием принять исчерпывающие меры  для нормализации ситуации и ликвидации очередей.

После истечения срока, отведенного на рассмотрение актов прокурорского реагирования, прокуратура области с привлечением СМИ провела контрольные проверки, которые показали, что руководители ряда государственных органов приняли меры к устранению выявленных нарушений.

Так, в госучреждениях были выделены дополнительные приемные дни, увеличена продолжительность рабочего дня, активно стали внедряться электронные формы работы с заявителями. Для работы с населением были также дополнительно привлечены сотрудники указанных служб.

Проверки соблюдения органами исполнительной власти законодательства об организации предоставления государственных услуг прокуратура области намерена проводить до тех пор, пока они не будут предоставляться в строгом соответствии с действующим законодательством, подчеркивает автор статьи.

Подборка информационных материалов под общим заголовком "Пресечены попытки хищения государственного имущества" подготовлена по материалам пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

Ее открывает сообщение о раскрытии противоправной деятельности организованной группы, участники которой подозреваются в попытке хищения 100 объектов государственного недвижимого имущества стоимостью 10 млрд. рублей.

В состав группы входили сотрудники двух коммерческих банков, представители частного третейского суда, должностные лица территориального управления Росимущества по г. Москве, а также руководители и менеджеры управляющей компании, в ведении которой находились государственные предприятия.

Было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного  ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество в особо крупном размере).

Кроме того, сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России и СЧ ГСУ МВД России по г. Москве пресекли противоправную схему, связанную с незаконным завладением федеральной собственностью более чем на 200 млн. рублей.

Объектами противоправной деятельности были земельный участок и здание ОАО "Сервисэлектронполиграф" (100% акций которого принадлежат Российской Федерации), расположенное в центре Москвы и являющееся объектом культурного наследия. Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).

В информационной подборке приводятся также факты о выявленной противоправной деятельности организованной группы, участники которой подозреваются в хищении 20 государственных квартир, находившихся на балансе ОАО "Ростелеком",

Установлено, что в состав группы входили руководители корпорации риэлтерских компаний "Мегаполис-Сервис", бывшие и действующие сотрудники ОАО "Ростелеком" и нотариус.

Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

В "Приложении" к бюллетеню публикуется указатель материалов, опубликованных в "Президентском контроле" в 2012 году.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ