логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень N 12, декабрь 2009 год

"О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В III КВАРТАЛЕ 2009 г."

В двенадцатом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Новым подходам в работе по совершенствованию деятельности государственного аппарата посвящена статья "О деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов в III квартале 2009 г.", подготовленная Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров и помещенная в рубрике "Государственное строительство".

В ней речь идет о работе вышеназванных комиссий, организованных в соответствии с решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 26 февраля 2009 г.

Мониторинг начального этапа их деятельности свидетельствует о постепенном развитии нового института профилактики коррупционных проявлений во властных структурах.

На 1 октября 2009 г. федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации образовано 5992 комиссии. В течение 9 месяцев 2009 г. в комиссии указанных органов поступило 1638 материалов, проведено 2050 заседаний, установлено 801 нарушение гражданскими служащими требований к служебному поведению, 248 фактов личной заинтересованности гражданских служащих, 584 обстоятельства, свидетельствующих о наличии признаков дисциплинарного проступка, 496 гражданских служащих привлечено к дисциплинарной ответственности.

Активизации работы комиссий во многом способствует информирование населения и правоохранительных органов об их деятельности. Так, в результате размещения соответствующей информации налоговыми органами количество материалов, поступивших в комиссии от граждан о наличии личной заинтересованности гражданских служащих ФНС России, в III квартале т.г. увеличилось в 9 раз (273) по сравнению с предыдущим кварталом (30).

В 1,7 раза увеличилось количество материалов, поступивших в комиссии федеральных государственных органов из правоохранительных структур (163). Как отмечается в статье, продолжает расти количество выявленных комиссиями нарушений. В федеральных государственных органах по сравнению с II кварталом т.г. установлено в 1,5 раза больше фактов нарушения требований к служебному поведению (200), в 1,3 раза больше фактов наличия личной заинтересованности федеральных гражданских служащих (94).

Продолжается работа по созданию комиссий по урегулированию конфликта интересов на муниципальном уровне. Количество муниципальных органов, в которых образованы такие комиссии, достигло 5245 (19%). Комиссиями муниципальных органов в отчетном периоде выявлено 208 случаев нарушений запретов и ограничений, 37 фактов конфликта интересов. К дисциплинарной ответственности по итогам работы комиссий привлечены 208 муниципальных служащих.

"Земли под строительство" – так называется материал о результатах проверки контрольным департаментом аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Бурятия по соблюдению требований законодательства при предоставлении участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Проверка показала, что органами власти Бурятии принимаются определенные меры по решению вопросов, связанных с предоставлением земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В сфере земельных отношений приняты и действуют 7 законов и 14 постановлений Правительства Республики Бурятия, в частности, законы "О земле" и "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности". В анализируемый период Министерством юстиции Российской Федерации были проведены 48 экспертиз нормативных правовых актов Республики Бурятия в области земельного законодательства.

Основной проблемой в сфере строительства, наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и наличием бюрократической системы предоставления земли, остается отсутствие земельных участков с развитой коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в ее строительство и модернизацию.

На процессы выделения земельных участков и получения разрешений на строительство негативное влияние оказывают чрезмерные административные барьеры. При решении вопроса о предоставлении земельных участков для строительства имели место факты злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц органов власти.

В ряде муниципальных образований органы местного самоуправления в обход Земельного кодекса Российской Федерации своевременно не приняли необходимых нормативных правовых актов, регулирующих полномочия в области земельного права. Не были разработаны и местные программы использования и охраны земель, как и не определены предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

Органами прокуратуры республики при осуществлении надзора за соблюдением законодательства в сфере земельных отношений в течение 2006–2008 гг. зафиксированы 2055 нарушений законодательства, для устранения которых были внесены 442 представления. По результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечены 40 должностных лиц. Возбуждено 5 уголовных дел, к административной ответственности привлечено 80 человек. Должностным лицам объявлены 132 предостережения о недопустимости нарушения закона. По протестам прокуроров отменен 291 незаконный правовой акт, в суды направлено 230 исков.

"Президентский контроль" продолжает публикацию материалов, связанных с реализацией Национального плана противодействия коррупции. Этой важнейшей теме посвящена статья Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Чайки "Усилить роль органов прокуратуры в расследовании коррупционных преступлений", представленная в рубрике "На службе закона и порядка".

В статье подчеркивается, что в 2009 году были осуществлены реальные шаги по выполнению стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации Д. Медведевым и нашедших свое отражение в Национальном плане противодействия коррупции. В результате совместных усилий была создана модернизированная антикоррупционная законодательная база, для чего как на федеральном, так и региональном уровнях приняты пакеты нормативных правовых актов, разработаны аналогичные ведомственные документы.

На федеральном уровне этот процесс был связан в основном с реализацией в подзаконных актах положений принятого в конце 2008 г. блока антикоррупционных законов и прежде всего основополагающего Федерального закона "О противодействии коррупции".

Дальнейшее развитие и конкретизацию получили нормы, направленные на формирование действенного механизма контроля за доходами чиновников и членов их семей.

Немало сделано и в организационном плане: в федеральных органах исполнительной власти созданы межведомственные рабочие группы, комиссии по урегулированию конфликтов интересов, проведению антикоррупционной экспертизы нормативных актов, реализуются ведомственные планы, направленные на выполнение Национального плана противодействия коррупции.

Все это позволило системно подойти к решению поставленных задач, развернуть работу по всему правовому полю и добиться конкретных результатов. В первом полугодии 2009 г. было зарегистрировано почти 30 тыс. преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выявляемость данной категории коррупционных преступлений возросла более чем на 10%. Прокурорами выявлено в полтора раза больше нарушений законов о противодействии коррупции (почти 174 тыс.), по их материалам возбуждено более 3 тыс. уголовных дел, что почти вдвое превышает показатели первого полугодия 2008 г. По делам, связанным с коррупционными преступлениями, судами вынесено более 4 тыс. обвинительных приговоров, что на 20% больше, чем за тот же период 2007-го.

В октябре текущего года на расширенном Координационном совещании были подведены первоначальные итоги и выработаны дополнительные организационные и практические меры, нацеленные на борьбу с коррупцией, а также предупреждение и устранение причин и условий, способствующих ее проявлениям.

Этим же целям служат и доклады Генеральной прокуратуры Российской Федерации Президенту Российской Федерации Д. Медведеву о результатах работы по борьбе с коррупционными преступлениями, в которых на основе объективного комплексного анализа деятельности всех правоохранительных органов разрабатываются новые предложения, направленные на повышение эффективности этой работы.

В целях предотвращения коррупционных проявлений прокуроры продолжали наращивать усилия по проведению проверок соблюдения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, бюджетного законодательства, законов, связанных с использованием государственного и муниципального имущества, размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд, а также осуществлением лицензирования, регистрацией и иных разрешительных процедур.

Формирование Генеральной прокуратурой Российской Федерации с 1 января 2010 г. ежегодного сводного плана проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также должно стать эффективным антикоррупционным инструментом.

В свете выполнения Национального плана противодействия коррупции была развернута и приобрела широкомасштабный характер работа по проведению антикоррупционной экспертизы. Если два года назад ее осуществляли только прокуроры, то в настоящее время к проверке нормативных правовых актов на коррупциогенность подключились законодательные и исполнительные органы, различные ведомства. Прокуратура оказывает им необходимую помощь, следит за развитием ситуации.

В первом полугодии 2009 г. прокурорами было изучено свыше 400 тыс. нормативных правовых актов и их проектов. 22 тыс. из них содержали коррупциогенные факторы. В результате принятых мер прокурорского реагирования они исключены почти из 16 тыс. актов, что составляет ? от их общего числа, по остальным работа продолжается.

Как показала практика прокурорского надзора, для дальнейшего повышения эффективности антикоррупционной экспертизы требуется внесение в процессуальное законодательство изменений, предусматривающих процедуру обращения прокурора в суд с заявлением об устранении из нормативного правового акта коррупциогенных факторов.

В своем очередном номере издание публикует подборку материалов о деятельности Департамента экономической безопасности МВД России, в том числе направленной на борьбу с коррупцией.

Так, сотрудниками Департамента была также задержана с поличным заместитель главы администрации Серпуховского района Московской области Е. Базанова по подозрению в получении взятки в крупном размере. Главным следственным управлением при ГУВД по Московской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (получение взятки).

В ходе оперативно-розыскных мероприятий выяснилось, что указанное должностное лицо вымогало взятку за передачу в собственность земельного участка на территории Серпуховского района Московской области.

За последние три месяца это уже третье задержание сотрудниками ДЭБ МВД России руководителей муниципальных образований за взятку в крупном размере. Мероприятия, направленные на реализацию положений Национального плана противодействия коррупции, продолжаются.

11 октября 2009 г. в 75 субъектах Российской Федерации прошли муниципальные выборы. Их итоги проанализированы в статье "О результатах выборов глав и депутатов представительных органов местного самоуправления", подготовленной начальником Департамента Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике А. Журавлевым и главным советником этого департамента Н. Золотовой.

Число избирателей, принявших участие в выборах, достигло порядка 8 млн. человек. Средний уровень избирательной активности составил 40%. В выборах приняли участие все семь политических партий, обладающих правом участвовать в избирательных кампаниях: "Единая Россия", "Справедливая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", "Патриоты России", "Правое дело". По результатам состоявшихся выборов убедительную победу одержала партия "Единая Россия". Второе место среди политических партий по итогам голосования на выборах глав и депутатов органов местного самоуправления заняла КПРФ, третье – "Справедливая Россия". На выборах глав местного самоуправления наибольшую активность проявили кандидаты-самовыдвиженцы (их было зарегистрировано порядка 6 тыс.), а также кандидаты от партии "Единая Россия" и ЛДПР (около 2,5 тыс. и более 300 человек соответственно).

Согласно данным ЦИК России, выборы депутатов представительных органов муниципальных районов и городов состоялись в 59 субъектах Российской Федерации, выборы депутатов представительных органов сельских и городских поселений – в 61 ее субъекте. При этом избирались около 5 тыс. депутатов представительных органов муниципальных районов и городов, а также более 35 тыс. депутатов сельских и городских поселений.

По итогам голосования 11 октября 2009 г. были избраны около 5 тыс. депутатов представительных органов муниципальных районов и городов и более 35 тыс. депутатов представительных органов сельских и городских поселений.

Как подчеркивается в статье, избирательные кампании по выборам глав и депутатов представительных органов местного самоуправления проходили в условиях реального политического противостояния. Результаты выборов свидетельствуют о том, что уровень поддержки партии "Единая Россия" по сравнению с предыдущим единым днем голосования в марте 2009 г. практически не изменился.

О должностных преступлениях, совершенных работниками ФССП России за 8 месяцев 2009 г., идет речь в статье "Противодействие коррупционным проявлениям в Федеральной службе судебных приставов".

Федеральная служба судебных приставов планомерно и целенаправленно ведет борьбу с любыми проявлениями коррупции в своих рядах. На основании Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568, и Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Службой разработан специальный план противодействия коррупции на 2009–2011 гг., предусматривающий целый ряд мер по профилактике и выявлению коррупционных правонарушений.

Проведенный анализ показал, что за 8 месяцев 2009 г. по материалам Службы было возбуждено 484 уголовных дела в отношении 290 работников (за аналогичный период прошлого года – 390 уголовных дел в отношении 264 работников), кроме того, 39 уголовных дел возбудили правоохранительные органы без участия ФССП России (за аналогичный период прошлого года – 28 уголовных дел в отношении 20 работников). Всего же работниками Службы было совершено 636 различных преступлений, 90% которых квалифицируются как должностные.

Наиболее распространенным видом преступлений, совершенных работниками ФССП России за этот год, является служебный подлог, который составил 39% от всех содеянных преступлений, далее следуют злоупотребления должностными полномочиями – 17% и присвоение или растрата – 14%.

Как отмечается в статье, служебный подлог чаще всего осуществлялся посредством подготовки фиктивных документов в целях скорейшего окончания исполнительного производства. В частности, в 2009 году был выявлен 161 случай вынесения фиктивных постановлений о невозможности взыскания задолженности.

Присвоение денежных средств и имущества должников осуществлялось путем фальсификации данных в квитанционных книжках (43 случая), неперечисления либо неполного перечисления на депозит денежных средств, полученных с должников (83 случая), а также путем незаконных действий по реализации арестованного имущества (3 случая).

В 17 случаях работникам были предъявлены обвинения в халатности (ст. 293 Уголовного кодекса Российской Федерации), выраженной, главным образом, в нарушении сроков вынесения постановлений на различных этапах исполнительных действий.

В рубрике "Зарубежный опыт" помещена статья заместителя начальника Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, действительного государственного советника Российской Федерации I класса, доктора юридических наук, заслуженного юриста Российской Федерации С. Пчелинцева "Новые подходы к реформированию государственной службы: канадский опыт".

В рамках реализации российско-канадской программы "Содействие реформированию государственного управления в Российской Федерации" большое внимание уделяется вопросам совершенствования государственной службы. В публикуемой статье сопредседатель координационного совета программы С. Пчелинцев знакомит читателей с опытом реформирования государственной службы на современном этапе, представленным Форумом публичной политики (The Public Policy Forum) в исследовании "Курс на совершенство. Государственная служба Канады в 21 веке".

На протяжении последних двадцати лет интересы государственной службы представляет Форум публичной политики, являющийся независимой некоммерческой организацией, которая ставит своей целью повышение качества государственного управления в Канаде через расширение диалога государственного, частного и общественного секторов.

В провинциях Канады, как и в ряде зарубежных стран, наблюдается процесс усиления внимания к услугам и культуре государственной службы, в рамках которой происходит внедрение инноваций и придается большое значение эффективности. Все чаще работа в государственной службе ассоциируется с достижением как можно большей транспарентности и созданием деятельного партнерства с канадскими гражданами, государственными служащими, другими структурами, парламентариями и министрами.

Политическая составляющая накладывает на государственную службу и ее руководство определенные жесткие ограничения и ответственность. Полномочия государственной службы определяются законами, которые вносит Правительство и утверждает Парламент. Премьер-министр назначает государственных служащих высших рангов, срок пребывания которых в должности зависит от его усмотрения. Что же касается надлежащего управления государственными финансами, то государственная служба в этом смысле подотчетна политическому руководству страны и Парламенту.

Как подчеркивается в статье, государственная служба – уникальный институт, наделенный самыми современными характеристиками. Она не привязана ни к одной из существующих партий, формируется на основе определенных профессиональных качеств и подотчетна находящемуся у власти правительству. Ее назначение – оказывать услуги гражданам Канады, следить за надлежащим использованием государственных ресурсов и выдавать объективные, непредвзятые рекомендации.

Государственная служба находится под строгим контролем со стороны Парламента и других органов власти. Ее отличительной чертой является следование требованиям особого кодекса ценностей и этических норм.

В двенадцатом номере информационного бюллетеня "Президентский контроль" помещен указатель материалов, опубликованных в этом издании в 2009 году.

Ответственный редактор

А. Киселев

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ