логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень N 10, октябрь 2009 год

"ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА"

Очередной номер издания насыщен разноплановой управленческой информацией и аналитическими материалами о деятельности органов государственного контроля по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Актуальным вопросам занятости, создания новых рабочих мест посвящена статья "Проблемы безработицы и меры по стабилизации ситуации на рынке труда", опубликованная в рубрике "Президент дал поручение". В ее основу легли материалы проверки Контрольным управлением Президента Российской Федерации исполнения федерального законодательства и решений Главы государства по обеспечению конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

Как отмечено в статье, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры, направленные на стабилизацию ситуации на рынке труда. Оказывается материальная поддержка гражданам, потерявшим работу. Повышены максимальный и минимальный размеры пособия по безработице (4,9 тыс. рублей и 850 рублей соответственно). В 2009 году Правительство Российской Федерации предоставило бюджетам субъектов Федерации субсидии на сумму 43,7 млрд. рублей для того, чтобы осуществить комплекс дополнительных мер по оказанию помощи гражданам, рискующим быть уволенными. Вместе с тем, ситуация на рынке труда не улучшается, а количество граждан, потерявших и ищущих работу, не сокращается. По данным Росстата, численность безработных, официально зарегистрированных в органах занятости, по состоянию на 1 мая 2009 г. составила около 2,26 млн. человек. Материалы проверки свидетельствуют о том, что до сих пор не разработана государственная стратегия на рынке труда. А цели и задачи, продекларированные в Концепции действий в этой сфере на 2008–2010 гг., принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 г. N 1193-р, не получили необходимого развития. Разработка баланса трудовых ресурсов по отраслям экономики и регионам должным образом не осуществляется и недостаточно согласуется с прогнозом социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. При этом функции по подготовке такого баланса не закреплены ни за одним из федеральных органов исполнительной власти.

В стране отсутствует система социального страхования от безработицы. Вместе с тем анализ опыта зарубежных стран показывает, что в большинстве из них такую функцию выполняют фонды социального страхования, бюджеты которых формируются в основном за счет взносов предприятий и работников. Основная часть полномочий в сфере занятости населения была передана на региональный уровень, однако главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на их осуществление в субъекты Российской Федерации, остался Роструд. Отсутствие должного контроля со стороны Федеральной службы по труду и занятости приводит, как отмечается в статье, в ряде случаев к неэффективному использованию финансовых средств. Например, в 2008 году, несмотря на прогнозируемый рост численности безработных граждан, в регионах было произведено перераспределение субвенций в сторону увеличения расходов на содержание центров занятости населения и исполнительных органов, осуществляющих полномочия в сфере занятости. В результате в 62 субъектах Российской Федерации уменьшились объемы средств, направляемых на социальные выплаты и мероприятия по обеспечению содействия занятости.

Комиссия отметила нарушения в использовании средств, предназначенных для выплаты пособий по безработице. Органами службы занятости субъектов Российской Федерации в 2008 году было установлено и рассмотрено около 1 млн. дел в отношении граждан, скрывших, что они работают, и получавших обманным путем пособие. В целом по стране были вскрыты факты неправомерной выплаты денежных средств на сумму 45,7 млн. рублей, в ходе проверок возмещено 32,8 млн. рублей. Службами занятости населения субъектов Российской Федерации в условиях экономического кризиса не в полной мере ведется работа по формированию региональных рынков труда и снижению уровня безработицы, разработке и реализации активных программ содействия занятости населения. По состоянию на 1 марта 2009 г. более 28 тыс. российских организаций сократили штат работников, уволив около 300 тыс. граждан. Как отмечается в статье, сокращение числа рабочих мест и снижение зарплаты на некоторых предприятиях ведет к падению доходов семей. Проблема безработицы заметно влияет на морально-психологическое состояние людей, что может привести к социальной дестабилизации в обществе, а также росту таких негативных явлений, как преступность, алкоголизм, наркомания. В соответствии с результатами проверки Президент Российской Федерации дал поручение Правительству Российской Федерации принять меры по совершенствованию разработки прогноза баланса трудовых ресурсов по отраслям экономики с учетом программы социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, а также по повышению эффективности государственной системы содействия занятости населения.

О ходе выполнения федерального законодательства и решений Президента Российской Федерации по развитию отечественного производства высокотехнологичного медицинского оборудования, изделий медицинского назначения и современных лекарственных средств в Новосибирской области рассказывается в статье "Важнейшая социальная задача", которая опубликована в рубрике "Федеральный округ".

В ней нашли свое отражение результаты проверки контрольным департаментом аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе состояния дел в сфере производства лекарств и медицинского оборудования в одном из ведущих регионов Сибири.

На территории Новосибирской области продукцию фармацевтического и медицинского назначения выпускают свыше 140 предприятий и научных центров. Но, несмотря на то, что мощности предприятий медицинской промышленности работают не в полную силу, учреждения здравоохранения региона продолжают ориентироваться на использование импортных лекарственных средств и медицинского оборудования. Результаты проверки показали, что в структуре диагностического оборудования преобладают зарубежные аппараты: 70% лабораторного и следящего, 80 – эндоскопического, 85% – наркозно-дыхательного назначения. Аналогичная ситуация прослеживается и на рынке лекарственных средств. Более 95% фармацевтических субстанций, являющихся основой для производства лекарственных средств, зарубежного происхождения (Китай, Индия и другие страны). В статье обращено внимание на то, что Новосибирская область не располагает материально-технической базой для полного перехода предприятий, выпускающих лекарственные средства, на стандарт GMP (система международных требований по производству медикаментов). Только одно из них (ООО "АБОЛмед") работает в соответствии с требованиями международных стандартов. Ситуация усугубляется изношенностью производственных фондов заводов, выпускающих медицинскую технику и лекарственные препараты. Вместе с тем потенциал сибирских товаропроизводителей, работающих в данной сфере, остается во многом невостребованным. Так, ОАО "Институт прикладной физики" за счет собственных средств разработал, сертифицировал и запустил в серийное производство цифровой рентгенографический аппарат АРСЦ-02-"Н" ВЗОР, предназначенный для общей диагностики. По основным характеристикам прибор не уступает большинству отечественных и зарубежных образцов данного класса, тем не менее, его доля на рынке медицинского оборудования крайне незначительна – по России и в страны СНГ поставлено всего лишь 40 аппаратов. Все это результат непродуманной системы конкурсных торгов по госзакупкам, так как решение о приобретении того или иного оборудования принимается региональными органами здравоохранения заранее и процедура торгов проходит формально.

В рубрике "Что показали проверки" помещен материал под названием "В защиту малого и среднего бизнеса", посвященный результатам проверки контрольным департаментом аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе деятельности территориального управления Роспотребнадзора по Свердловской области в части выполнения законодательства Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности".

Анализ показал, что в контрольной и надзорной деятельности этого управления растет количество внеплановых проверок как предприятий в целом, так и отдельных субъектов малого предпринимательства. В ходе проверки было зарегистрировано свыше 172,6 тыс. нарушений, причем около 30% из них пришлось на субъекты малого предпринимательства. На 8,9% увеличилось число выданных предписаний об устранении выявленных нарушений; в правоохранительные органы переданы 248 дел, включая 108 (43,5%) по субъектам малого бизнеса. Основная доля нарушений, вскрытых органами Роспотребнадзора (до 86%), касалась статей федеральных законов "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "О защите прав потребителей". По результатам анализа зафиксированных нарушений, только 23,8% из них имели отношение к угрозам здоровью населения и загрязнения среды обитания, тогда как остальные носили организационный, эксплуатационный или профилактический характер. Часть нарушений была связана с невыполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязанностей, предписанных законами. При проведении контрольных мероприятий нарушения федерального законодательства были отмечены, в основном, в территориальных отделах ведомства – Нижнесергинском, Каменск-Уральском, Алапаевском, Орджоникидзевском (г. Екатеринбург) и других. Как отметила комиссия, в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области отсутствует единая система контроля работы территориальных отделов, который проводится каждым его отделом по своим направлениям. Периодически осуществляются комплексные проверки, в ходе которых фиксируются нарушения по организации надзора, что является малоэффективной мерой. В предоставленных материалах отсутствовали сведения о выявленных нарушениях федерального законодательства и упущениях в работе. В основном же, подобные факты вскрываются и по ним принимаются меры, либо по поступлению жалобы, либо по запросу правоохранительных органов. По итогам проверки руководству Управления было рекомендовано повысить персональную ответственность за соблюдение федерального законодательства, связанного с созданием оптимальных условий для развития малого предпринимательства, и в указанные сроки устранить отмеченные недостатки.

"Выполнение государственных жилищных обязательств: проблемы и пути совершенствования" - так называется статья заместителя начальника федерального государственного учреждения "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития Российской Федерации Ю. Васильева, посвященная проблемам обеспечения граждан России доступным и комфортабельным жильем.

В статье констатируется, что в настоящее время законодательная и нормативная база в жилищной сфере не в полной мере отвечает реальной социально-экономической ситуации в стране. На примере обеспечения жильем таких льготных категорий граждан, как вынужденные переселенцы и выезжающие из районов Крайнего Севера, хорошо видны некоторые нестыковки в законодательстве. В результате возникла необходимость внесения поправок в существующую нормативную правовую базу, регулирующую вопросы жилищного обеспечения. Этот процесс до сих пор так и не завершен. К тому же имеющиеся в данном социальном сегменте законодательные основы требуют дальнейшего совершенствования и адаптации к современным экономическим и политическим реалиям, как в отдельных субъектах Российской Федерации, так и в государстве в целом. Порядок решения жилищной проблемы вынужденных переселенцев регламентирован Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах". Очевидно, что ввиду отсутствия четкого разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти по предоставлению жилья данной категории граждан предписанные Законом способы жилищного обеспечения вынужденных переселенцев на практике не реализуются. Закон N 4530-1 закрепляет за данной категорией граждан право на получение безвозмездных субсидий (социальных выплат) на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации при том, что ни в одном из законодательных актов не установлены условия и порядок предоставления этих субсидий. По прогнозным оценкам можно ожидать, что со временем миграционные потоки в Россию будут только расти, формируясь главным образом из вынужденных переселенцев. В результате их приток из государств, представляющих бывшие союзные республики, может достигнуть по самым оптимистичным прогнозам более 800 тыс. человек, прибывающих на российскую территорию в поисках убежища. Автор статьи делает вывод о том, что при организации размещения и обустройства вынужденных переселенцев должна проводиться сбалансированная государственная политика.

В своем очередном номере "Президентский контроль" продолжает публикацию материалов о работе правоохранительных органов России по пресечению преступлений в сфере экономики. Этой проблеме посвящена статья "Мошенничество как одна из основных угроз экономике", подготовленная по материалам пресс-службы Департамента экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В статье отмечается, что в условиях особой экономической ситуации, которая сложилась в нашей стране под воздействием глобального экономического кризиса, всплеска преступлений, связанных с мошенничеством, не произошло. С октября по декабрь 2008 г. вскрыто 7595 таких преступлений, что составляет примерно 12% от всех выявленных в 2008 году подразделениями экономической безопасности МВД России преступлений, квалифицируемых как мошенничество. В целях защиты граждан и государства от преступных посягательств мошенников органами внутренних дел в соответствии с указаниями руководства Министерства внутренних дел Российской Федерации реализован комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений в финансовом и иных секторах экономики. В результате темпы прироста мошеннических правонарушений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не превысили 1%. Всего с начала 2009 года сотрудниками органов внутренних дел выявлено 54 879 преступлений, связанных с мошенничеством.

Президент Российской Федерации Д. Медведев, выступая 23 июля 2008 г. на совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров, подчеркнул, что построить сильное государство с инновационной экономикой, обладающей высокой конкурентоспособностью на мировом рынке, можно "только при активном труде самой талантливой, предприимчивой и умной части нашего общества".

В связи с этим Глава государства поставил задачу привлечения в сферу управления российских граждан с высоким уровнем образования и культуры. Поэтому весьма важной в осмыслении этой проблемы представляется научная точка зрения, которая нашла свое отражение в статье доктора социологических наук, профессора, заведующего кафедрой культурологии и деловых коммуникаций Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации П. Киричка. Автор статьи подчеркивает, что истинная культурность изгоняет из сферы государственной службы кастовость элиты, которая, вынужденно прибегая к услугам публичной сферы, обычно не идет дальше псевдогласности, за туманом которой трудно разглядеть сущность происходящего. П. Киричек обращает внимание на то, что хвалебный елей, воспроизводимый региональной прессой в режиме конвейера дезориентирует общественное мнение в угоду местному начальству. "Девятый вал" подобострастных публикаций буквально захлестнул страницы региональной периодики, главным образом интервью с теми руководителями высокого ранга, которые не склонны в силу личного и социально-группового довольства к любым формам критики, а тем более самокритики. Как заявила одна официальная газета в написанном главным редактором (будущим министром печати и информации республики) послесловии к претенциозной статье "По экономическим показателям Мордовия уверенно опережает соседей", тот, кто критикует Главу республики, становится ни много ни мало в оппозицию к самому народу! Это яркий образец публичной апологетики, стоящий рядом с известным монархическим изречением: "Государство – это мы!", только лишь в региональном измерении. Вот почему имидж руководителя региона является значимым индикатором культурности государственной службы. Если он не переходит разумной планки деловитости и конструктивности, тогда все в порядке – власть не теряет своего лица в глазах народа. Если же этот индикатор фиксирует повышенный градус публичных славословий, то в этом случае о высоком уровне культуры госслужащих говорить не приходится. Истинная культурность не только предохраняет работников госаппарата от самодовольства и бахвальства, но и формирует у них высокую нравственность и человечность, которые способны удерживать чиновника любого ранга от соблазна переступить порог этики и права, используя сомнительные средства для достижения пусть даже благородной цели.

С точки зрения духовности, считает автор статьи, культура накладывает на управленца груз высокого долженствования, чтобы он всегда и везде воспринимал государственную службу не только как обязанность, но и как честь служения Отечеству, которое востребует его знания и способности.

Об основных направлениях деятельности рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации рассказывается в статье "Рационально использовать водные биоресурсы".

В последние годы отмечается тенденция динамичного развития отрасли, чему в немалой степени способствовало состоявшееся в августе 2007 г. в Астрахани заседание Государственного совета Российской Федерации, принятие Федерального закона от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ, а также целого ряда нормативных правовых актов, направленных на создание условий для формирования устойчивой и гибкой системы управления рыбохозяйственным комплексом, преодоление негативных факторов, мешающих рациональному использованию водных биоресурсов. В них содержится значительный потенциал новаций и предпосылок, призванных обеспечить устойчивую позитивную динамику развития отрасли. Утверждена новая редакция Концепции развития рыбного хозяйства до 2020 года, предусматривающая в долгосрочной перспективе переход на инновационный тип развития отрасли. Принят основной финансовый документ отрасли – Федеральная целевая программа "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 –2013 годах". Общий объем финансирования отрасли в соответствии с данной программой составил более 60 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета выделяется 32 млрд., внебюджетных источников – 29 млрд. рублей. Внебюджетные средства направляются на совершенствование структуры и технологии производства. В материале отмечается, что в ходе проведения контрольных мероприятий в области рыболовства выявлено около 70 тыс. нарушений, виновные подвергнуты штрафам на сумму более 73 млн. рублей, им предъявлены иски за ущерб, причиненный незаконным выловом водных биоресурсов, на сумму 57,5 млн. рублей. Изъято 418 т рыбы и морепродуктов, 50 тыс. единиц орудий лова, применение которых запрещено правилами рыболовства, а также 3353 единицы транспортных средств. Для привлечения нарушителей к уголовной ответственности в следственные органы направлено более 3 тыс. дел.

"Какое молоко мы пьем?" Ответ на этот вопрос содержится в статье, основанной на материалах Управления Роспотребнадзора по городу Москве.

17 декабря 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". Целью принятия настоящего документа явились защита жизни и здоровья граждан, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, обеспечение достоверности информации о наименовании, составе и потребительских свойствах молока и молочной продукции. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с этим выступила с разъяснениями, адресованными изготовителям, импортерам и продавцам молока и молочной продукции (письма от 5 декабря 2008 г. N 01/14461-08-23 "О выполнении обязательных требований, установленных Федеральным законом от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", связанных с маркированием молока и продуктов его переработки" и от 15 декабря 2008 г. N 01/14982-8-23 "О документах, подтверждающих безопасность молока и молочной продукции"). В соответствии с диспозитивными нормами, определенными в Техническом регламенте, возможность квалификации соответствующих действий хозяйствующих субъектов, реализующих молоко и продукты его переработки, как вводящих в заблуждение потребителей, допустима только в том случае, если ими не обеспечивается в принципе соблюдение нижеизложенных положений законодательства. Так, согласно ч. 1 ст. 36 Технического регламента "молоко и продукты его переработки должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и требованиям настоящего Федерального закона". В соответствии с положениями ст.ст. 8 и 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон) продавец (изготовитель) обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, соответствующую требованиям к ее содержанию и способам предоставления, установленным законом и (или) иными правовыми актами. Также следует иметь в виду, подчеркивается в статье, что по общим правилам, закрепленным в п. 3 ст. 10 того же Закона, информация о товаре доводится до сведения потребителя в технической документации, прилагаемой к нему, на этикетке, с использованием маркировки или каким-либо иным способом, принятым для отдельных его видов. Начиная с 19 декабря 2008 г. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и ее территориальными органами выдаются только свидетельства о государственной регистрации и лишь на отдельные виды молока и молочной продукции, специально разработанные для диетического (лечебного и профилактического) и детского питания. Санитарно-эпидемиологические заключения (гигиенические сертификаты) с 19 декабря 2008 г. выдаются заявителям (производителям, поставщикам) в целях обязательного подтверждения соответствия продукта принятым нормам.

Ответственный редактор

А. Киселев

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ