логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень N 3, март 2009 год

"БЕЗ ДОЛЖНОЙ КООРДИНАЦИИ"

Статья "Без должной координации" рассказывает о проверке выполнения органами исполнительной власти и местного самоуправления Пермского края федерального законодательства и решений Президента Российской Федерации по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России". В ее материалах дается подробный анализ условий проживания населения края, включая города, поселки городского типа и сельскую местность. Высокий уровень обеспеченности жильем в ряде районов и городов объясняется сокращением численности населения, что приводит к видимому увеличению объемов жилья в расчете на одного жителя. В сельской местности наряду с заброшенными существуют населенные пункты с большим количеством домов без жителей. В регионе сформирована нормативная база по регулированию вопросов, связанных с реализацией ПНП "Доступное и комфортное жилье – гражданам России". Однако правительство края не организовало взаимодействия между министерствами и агентствами по реализации его отдельных направлений. Комиссия отметила рост объемов ввода жилья, но в то же время зафиксировала факт, когда целевые показатели по вводу жилья выполнялись лишь на 62%. В регионе увеличивается доля индивидуального жилищного строительства. И все же несмотря на ежегодный прирост объемов жилищного строительства, доступность жилья по-прежнему остается серьезной проблемой. В крае огромное число нуждающихся в жилых помещениях по договорам соцнайма, многие проживают в коммунальных квартирах, общежитиях, ветхом, аварийном фонде. Есть в регионе своя целевая прграмма по переселению этой категории граждан. Согласно постановлению краевого правительства приоритетный региональный проект "Достойное жилье" включает два направления: капитальный ремонт многоквартирных домов, собственники помещений которых выбрали способ управления через "Товарищество собственников жилья", и переселение граждан из ветхого жилья с износом свыше 70%. Необходимо усилить контроль за его безопасностью и качеством. Так, некоторые населенные пункты располагаются за нормативным радиусом выезда пожарных депо. Или, при активном строительстве жилых домов высотой более 50 м пожарные подразделения не всегда обеспечены специальной пожарной техникой. Часто применяются некачественные стройматериалы: бетонные смеси и растворы не проходят испытаний на морозостойкость и водонепроницаемость. Имеются серьезные нарушения технических регламентов и проектной документации. Не всегда отмечается обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков, выделенных под жилищное строительство. Высокий процент износа водопроводных, канализационных и тепловых сетей, как и большие потери теплоэнергии и воды характеризуют техническое состояние коммунальной инфраструктуры края. Активно идет развитие системы ипотечного кредитования населения. Но это касается лишь коммерческой ипотеки, тогда как система ипотечного жилищного кредитования для семей с низкими доходами практически отсутствует. Получателями жилищных сертификатов стали уволенные в запас военнослужащие и приравненные к ним лица, ликвидаторы радиационных аварий, вынужденные переселенцы и переселенцы с Севера. Есть случаи, когда некоторые граждане в список участников программы принимаются преждевременно, в отсутствие всех необходимых материалов. А ведь еще необходимо обеспечить жильем ветеранов, инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов. Меры по решению этой проблемы осуществляются в виде предоставления субсидий путем выдачи жилищных сертификатов.

В статье "Государственная гражданская служба: опыт, проблемы, пути совершенствования" ее автор – ведущий эксперт Административного департамента аппарата Счетной палаты Российской Федерации, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Ю. Томак – затрагивает проблемы, связанные с прохождением государственной гражданской службы и организацией оценки эффективности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, высказывает предложения по совершенствованию кадровой работы. Качественное улучшение деятельности госаппарата – ключевой вопрос госстроительства. Осуществление мер, направленных на совершенствование деятельности госаппарата и усиление контроля за работой его чиновников, следует рассматривать как эффективное средство противодействия коррупции. Вопрос оценки их профессиональной служебной деятельности – наиболее важный и сложный в работе с кадрами. В целях исполнения требований федерального законодательства о гражданской службе в Счетной палате Российской Федерации в 2007 году были разработаны правовые и организационные основы оценки эффективности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, а также определен перечень показателей, с помощью которых должна производиться оценка. Встала задача по созданию результативного и понятного для всех механизма оценки, обеспечению ее максимальной объективности и недопущению формального подхода к этому вопросу. Методика была успешно апробирована по итогам 2007 года. Благодаря приобретенному опыту, высказанным замечаниям и предложениям порядок оценки эффективности профессиональной служебной деятельности сотрудников аппарата был доработан и в апреле 2008 г. утвержден приказом Председателя Счетной палаты. Предусматривается проводить оценку регулярно, по итогам года и на основании годовых отчетов, которые представляются непосредственным руководителем до 31 января года, следующего за отчетным. Утверждена также примерная форма отчета. В качестве основных критериев оценки определены: добросовестное исполнение должностных обязанностей, результаты профессиональной служебной деятельности, уровень профессиональной компетентности, которые опираются на три главных принципа – законопослушании, профессионализме и компетентности. При оценке принимаются во внимание профессиональные деловые и личностные качества. Особое внимание уделено процедуре оценки деятельности гражданских служащих, к которым имеются замечания. В случае несогласия с оценкой эффективности своей профессиональной служебной деятельности гражданский служащий вправе представить пояснительную записку на имя руководителя аппарата Счетной палаты, ее аудитора или заместителя Председателя в соответствии с их полномочиями либо на имя Председателя Счетной палаты. Ежегодная оценка эффективности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих – достаточно действенный механизм, направленный на повышение качества индивидуальной работы и усиление контроля за надлежащим исполнением должностных обязанностей и требований к служебному поведению. Разработана действенная система поощрения. Госслужба нуждается в централизованном управлении. Следует признать, что становление и развитие системы гражданской службы проходят не так динамично, как хотелось бы, а решение некоторых вопросов затягивается. Недостаточно эффективно решаются вопросы совершенствования правовой базы госслужбы. Особого внимания заслуживает вопрос подготовки ее кадров. Из-за отсутствия федерального госоргана по управлению госслужбой заниматься решением проблем методологического, организационного и иного ее обеспечения, как и координацией деятельности кадровых подразделений, на высоком профессиональном уровне фактически некому, хотя необходимость в этом кране велика.

Статья "Право против зла" знакомит с наркоситуацией в Российской Федерации и основными направлениями формирования госполитики в сфере борьбы с наркопреступностью, профилактики и лечения наркомании, необходимости совершенствования правовой базы. Основная задача Государственного антинаркотического комитета – выработка системы мер в целях эффективных действий гоударства по снижению уровня опасной ситуации, защиты жизни и здоровья граждан и всего общества от угроз, которые несет незаконный оборот наркосредств. Действующая с 1993 года Концепция госполитики по контролю за наркотиками своей задачи не выполнила. Распад страны в 90-х годах выявил полную беззащитность России перед наркоугрозой. Международная наркомафия использовала сложившуюся ситуацию, сформировав в стране интенсивно действующий рынок сбыта с отлаженными путями поставок, армией наркокурьеров, сетевой структурой распространения отравы и обширной клиентской базой из числа наших граждан. Афганский героин для России стал реальной угрозой здоровью населения, серьезным фактором ухудшения демографической ситуации и ударом по генофонду нации. Потери общества от ввоза и распространения гибельной заразы, включая серьезные негативные социально-экономические последствия, несопоставимы с предпринимаемыми сегодня мерами, в том числе финансовыми, по их пресечению, организации профилактики и лечения наркоманов. Несмотря на то что тема афганского наркотрафика активнейшим образом обсуждается на всевозможных международных конференциях, семинарах и симпозиумах в различных форматах сотрудничества государств, она ни разу не стала предметом отдельного рассмотрения на Совете Безопасности ООН. Необходимо принять решение о создании рабочей группы Государственного антинаркотического комитета по выявлению причин, особенностей и последствий афганского наркотрафика. Требуется разработать новую госполитику относительно оборота наркотиков, основные положения которой заложены в Федеральном законе "О наркотических средствах и психотропных веществах". Не менее важная задача – сокращение спроса на наркотики. Имеются проблемы в системе учета наркоманов, потому что оперативное проведение медицинского освидетельствования на предмет употребления наркотиков сейчас достаточно проблематично. Возможность перехода через границу наркокурьеров облегчает действие полусотни несистематизированных международных, межправительственных и межведомственных соглашений, упрощающих режим пересечения границ и перемещения через них грузов. Сложившаяся ситуация требует от органов наркоконтроля эффективной и целенаправленной работы по защите государства, общества и граждан от наркомании.

Преобразования, проводимые в России в последние годы, затронули различные стороны общественной жизни и вызвали обострение многих экономических и социальных проблем, среди которых заключение под стражу является одной из самых острых. В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), направленного на ее приведение в соответствие с требованиями международных стандартов, возникает потребность в повышении эффективности процесса исполнения всех мер принудительного характера, в особенности – меры пресечения в виде заключения под стражу.

До недавнего времени ситуация в следственных изоляторах (далее – СИЗО) оставалась довольно сложной: нехватка камерных площадей с превышением нормы вдвое, изношенность материальной базы пенитенциарных учреждений, недостаток финансовых средств, ветхое состояние самих СИЗО, отсутствие производственной деятельности и финансовой поддержки со стороны местных органов власти. СИЗО являлись объектами постоянной критики со стороны надзирающих органов и правозащитных организаций. В 1994 году Правительство приняло Федеральную программу строительства и реконструкции СИЗО и тюрем МВД России, а также строительства жилья для персонала указанных учреждений на период до 2000 года, которая была профинансирована только на 5%. В конце 90-х годов руководство страны приступило к реформированию системы (предпосылкой послужило вступление России в Совет Европы). Страна приняла на себя ряд обязательств, среди которых в качестве основных стали улучшение условий содержания заключенных под стражу и передача УИС в ведение Минюста России. Идет процесс совершенствования нормативной правовой базы системы. С введением в действие в 2002 году Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, установившего судебную процедуру избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, численность лиц, содержащихся в СИЗО, сократилась по сравнению с 1996 годом более чем в 2 раза. Важнейшим направлением обеспечения соответствующих условий содержания под стражей является расширение сети СИЗО и ввод в действие дополнительных камерных площадей. С 2010 года в 24 субъектах Федерации планируется строительство 27 СИЗО, где условия содержания контингента должны соответствовать международным стандартам. Федеральной службой проводится целенаправленная работа по сокращению числа лиц, содержащихся в СИЗО. Вся практическая деятельность УИС строится на том, что каждый человек имеет право на достойные условия своего обитания, уважительное обращение и охрану здоровья. Решение этой задачи напрямую зависит от уровня финансового и материально-технического обеспечения. Улучшены материально-бытовые условия несовершеннолетних. Они содержатся изолированно от взрослых. В СИЗО функционируют свыше 100 учебно-консультационных пунктов, где несовершеннолетние получают среднее (полное) общее образование. Созданы все условия для их самообразования. Повышены нормы питания осужденных и лиц, заключенных под стражу. Изменились взаимоотношения между персоналом учреждений и лицами, содержащимися под стражей, став более цивилизованными и гуманными. Представители международных правозащитных организаций отмечают положительные сдвиги в вопросах предварительного заключения. Сокращается число жалоб, принятых к рассмотрению Европейским Судом по правам человека. Вместе с тем жесткая изоляция применяется необоснованно часто по отношению к лицам, подозреваемым в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, в том числе к женщинам. Около 5–6 тыс. человек ежемесячно выходят из СИЗО до истечения одного месяца со дня ареста. Причины тому: от вынесения приговора без лишения свободы, изменения меры пресечения на подписку о невыезде и до прекращения уголовного преследования. Назрела необходимость перевести некоторые преступления, не представляющие серьезной опасности, в разряд административных правонарушений с одновременным усилением мер административной ответственности за такие деяния. Следует ускорить рассмотрение внесенного Правительством в Госдуму проекта федерального закона о введении в действие наказания в виде ограничения свободы. Необходимо, чтобы местные органы власти принимали более активное участие в судьбе граждан, оказавшихся в местах содержания под стражей. В Госдуме также рассматривается проект федерального закона, предусматривающий возможность участия органов госвласти субъектов Федерации в исполнении отдельных госфункций в сфере деятельности УИС. Актуально принятие федерального закона или указа Президента, которым будут урегулированы вопросы прохождения службы и закреплены соцгарантии для сотрудников УИС. Одной из ключевых задач на ближайшую перспективу остается приведение условий содержания подозреваемых и обвиняемых во всех СИЗО в соответствие с законодательством Российской Федерации для последующего перехода на международные стандарты ("Изолирован – не значит унижен").

Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации – важное событие в жизни страны, дело большой государственной значимости. Будучи объективно обусловленной и закономерной она должна привести Вооруженные Силы в соответствие с характером и особенностями современной военно-политической обстановки и экономическими возможностями страны. Армия и флот за счет качественных преобразований повысят свою боеспособность и боеготовность. Однако при проведении реформы нельзя ослаблять внимания к вопросам социальной защиты воинов. Необходимо помочь бывшим российским военным адаптироваться к гражданской жизни, найти работу, причем хорошо оплачиваемую и перспективную. Проблема адаптации уволенных военнослужащих, как и членов их семей, к гражданской жизни, а также их трудоустройство выступают на первый план. И здесь свое слово должны сказать учебные центры, осуществляющие профессиональную переподготовку уволенных и увольняемых в запас военнослужащих на гражданские специальности с последующим их трудоустройством. Ректор Московской академии государственного и муниципального управления В. Горлопанов и директор Московского центра профессиональной переподготовки военнослужащих Г. Абросимов рассказывают о том, как у них решается данная проблема, какие учебные программы реализуются в Центре, какие технологии дистанционного обучения используются, а также о содействии в трудоустройстве выпускников ("Реальная помощь в адаптации военнослужащих к гражданской жизни").

Сотрудники Департамента экономической безопасности продолжают проведение мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией и защиту органов государственной власти от преступных посягательств. Так, был задержан уроженец г. Челябинска, занимавшийся поиском клиентов, желающих приобрести удостоверение помощника депутата Госдумы и спецпропуска, запрещающие проверку личного автотранспорта сотрудниками правоохранительных органов.Также задержали с поличным жителя Московской области при получении крупной суммы денег за оформление и отправку поддельного депутатского запроса в госучреждение. А глава администрации Курского района Курской области, используя посредников, организовал криминальную схему получения взяток за выделение земельных участков на территории вверенного ему района. В рамках реализации федеральной целевой программы "Культура России" сотрудники Департамента и ОБЭП УВД по Владимирской области обнаружили и предотвратили сбыт ранее украденной картины "Похищение Ганимеда" кисти художника А. Томашко. В статье приводятся факты уклонения руководителей компании от уплаты налогов; пресечения деятельности организованной группы лиц, занимавшейся незаконным хранением и реализацией на территроии Московского региона контрафактной аудиовизуальной продукции; незаконного использования товарного знака и федерального имущества ("По следам оперативно-розыскных мероприятий").

Ответственный редактор

А. Киселев

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ