логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 8, 2017

ПЛОХОЕ КАЧЕСТВО ДОРОГ ВЕДЕТ К УБЫТКАМ

В восьмом номере издания публикуются актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей «Плохое качество дорог ведет к убыткам». В ней речь идет о результатах проверки исполнения федерального законодательства и решений Президента Российской Федерации в сфере строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения Волгоградской области.

Принимаемые областными органами власти и управления меры не в полной мере отвечают фактическому состоянию дел в данной сфере, не способствуют кардинальному улучшению ситуации, связанной с ненадлежащим состоянием большинства региональных и местных дорог и наличием значительной протяженности дорог с грунтовым покрытием, которые не обеспечивают стабильного круглогодичного автотранспортного сообщения населения.

В Волгоградской области с твердым покрытием 8360 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Свыше 1,5 тыс. км автодорог (1629,2 км) являются грунтовыми. Показатель по грунтовым дорогам регионального значения самый высокий среди субъектов Российской Федерации, находящихся в Южном федеральном округе. При этом сокращение таких дорог, их обустройство твердым покрытием осуществляется крайне незначительными темпами. За период с 2014 по I полугодие 2016 г. ликвидировано лишь 27,9 км грунтовых дорог регионального значения.

Грунтовыми является большинство местных автомобильных дорог (8958 км), протяженность которых ежегодно возрастает, – с 8727,3 км по состоянию на 1 января 2014 г. до 8958 км по итогам I полугодия 2016 г. При этом почти третья часть сельских населенных пунктов (412) от их общего числа (1465) не имеет связи по дорогам с твердым покрытием с сетью автодорог общего пользования региона, что является самым высоким показателем в Южном федеральном округе. И это при том, что количество сельских населенных пунктов в Волгоградской области меньше, чем в некоторых других регионах федерального округа.

Непринятие органами власти и управления Волгоградской области действенных мер по обустройству твердым покрытием грунтовых дорог создает угрозу прекращения автотранспортного сообщения многочисленных населенных пунктов общей численностью более 40 тыс. человек в весенний и осенний периоды, нарушения их транспортных коммуникаций при неблагоприятных погодных условиях, а также свидетельствует о ненадлежащем выполнении предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, задач по развитию в сельской местности автодорог с твердым покрытием, обеспечивающих населенные пункты постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования.

Статья «Достигнутые Татарстаном успехи – результат вековых усилий многонационального народа», опубликованной под рубрикой «На контроле Президента», знакомит с развитием Татарстана в прошлом году.

Республика Татарстан по основным макроэкономическим показателям традиционно входит в число регионов-лидеров Российской Федерации. В 2016 году в республике, несмотря на сохранение геополитической напряженности и режима санкций, по основным макроэкономическим показателям наблюдалась стабильная положительная динамика, превышающая среднероссийские тенденции. Сохранилась положительная динамика промышленного производства, при этом наблюдалось ускорение темпов роста относительно предыдущих лет.

Вместе с тем геополитическая ситуация и введение санкционных ограничений крайне негативно повлияли на динамику внешнеторгового оборота республики. В 2016 году показатель уменьшился по сравнению с 2015 годом на 15,3% и составил около 12 млрд. долларов США.

Экспорт товаров снизился на 19,2% и составил 9,3 млрд. долларов США. При этом импорт товаров увеличился на 1,4%, составив 2,7 млрд. долларов США.

Зримым конкурентным преимуществом Республики Татарстан на глобальном рынке становятся социально-экономическое развитие республики, общественная стабильность и межнациональное согласие, а также накопленный опыт. Республикой ставится задача стать центром притяжения крупнейших транснациональных корпорации и организации ведения их бизнеса на ее территории. При этом всегда в основе экономической политики остается человек. Создание благоприятных условий для его развития и совершенствования – основная цель Стратегии социально-экономического развития республики до 2030 года. Нынешние успехи Татарстана обусловлены эффективным социально-экономическим развитием, общественно-политической стабильностью, межнациональным и межрелигиозным миром и согласием.

С опорой на федеральные решения в последнее десятилетие в республике была сформирована необходимая законодательная и нормативная база, которая обеспечивает защиту этнических прав, свободы совести граждан, предоставляет широкие полномочия этнокультурным и религиозным организациям.

О непростой экономической ситуации, сложившейся в 2016 году, и  выработке новых подходов в поддержании доходов граждан страны рассказывается в статье «Повысить МРОТ до прожиточного минимума». Об этом шла речь на  расширенном заседании коллегии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Глава Минтруда России М.Топилин, выступивший на заседании, отметил, что непростая экономическая ситуация негативно сказалась на уровне доходов населения. «Первые результаты 2017 года – статистика января-февраля – говорит о том, что мы можем надеяться на выход из негативного тренда, но для этого нужно приложить еще много усилий, – подчеркнул Министр. - В январе-феврале этого года реальные доходы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 1%, а реальная зарплата – на 2,3%». Глава Минтруда России напомнил, что в прошлом году реальные доходы падали, а реальная зарплата выросла меньше чем на 1%. Росту доходов способствует введение нового механизма индексации социальных выплат. «Приняты все необходимые законы о переходе на индексацию по фактической инфляции – федеральные обязательства теперь ежегодно с 1 февраля будут индексироваться на ту инфляцию, которая была в предыдущем году», – сказал он.

На заседании была затронута тема повышения МРОТ до прожиточного минимума. Особо было подчеркнуто, что независимо от темы о повышении МРОТ, никаких предложений по изменениям районных коэффициентов и северных надбавок, их совершенствовании или чего-то, применительно к трудовому законодательству и другим законодательствам, не предусматривается.

Министр также затронул тему задолженности по выплате заработной платы. «Мы принимаем колоссальные усилия с тем, чтобы решить эти вопросы, применительно к различным организациям, – сказал он. – Работает, прежде всего, служба по труду и занятости». Также он рассказал, что сейчас готовится новый пакет поправок в законодательство, который будет обсуждаться с социальными партнерами – профсоюзами и работодателями. При этом, по словам Министра, ряд регионов не работает по данному направлению. У нас есть десять регионов, в которых сосредоточено больше половины задолженности», – заявил он и предложил в этих регионах определить ответственного на уровне вице-губернатора за решение данной проблемы.

На заседании было обращено внимание на недопустимость образования просроченной задолженности на государственных унитарных предприятиях. Руководитель министерства также рассказал о работе, связанной с повышением квалификации. Другое направление связано с работой органов службы занятости. Министр отметил, что данные органы обладают всеми инструментами по содействию занятости. «Мы специально проверяли, какие нормативные акты нужно поправить и принять. У субъектов Российской Федерации применительно к мероприятиям по поддержке рынка труда все необходимые инструменты существуют», - сказал он.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации рассмотрела результаты проверки эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в некоммерческую организацию «Фонд развития моногородов» в 2014–2016 гг., и  пришла к выводу, что социально-экономическое положение большинства моногородов, несмотря на принимаемые меры государством, ухудшается, при этом бюджетные расходы увеличиваются. Об этом говорится в статье «Бюджетные средства, выделенные фонду развития моногородов, значительно превышали реальные потребности», опубликованной под рубрикой «Что показали проверки».

В 2014 году Президент Российской Федерации дал поручение Правительству Российской Федерации предусмотреть на 2015–2017 гг. субсидии в размере 32 млрд. рублей регионам на софинансирование строительства и реконструкции инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов в моногородах с наиболее сложным социально-экономическим положением.

Минэкономразвития России совместно с Рабочей группой по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции был предложен механизм реализации мер государственной поддержки моногородов через специализированный фонд Внешэкономбанка.

Постановление Правительства Российской Федерации утвердило возможность расходования этих средств не только на строительство и реконструкцию инфраструктуры в моногородах, как было изначально поручено Президентом Российской Федерации, но и на содержание Фонда, предоставление займов юридическим лицам, обучение управленческих команд моногородов.

Механизм предоставления бюджетных средств на реализацию мероприятий, направленных на диверсификацию экономики и создание рабочих мест в моногородах через негосударственную некоммерческую организацию, не являющуюся участником бюджетного процесса, вывел за пределы бюджетного законодательства регулирование правоотношений, возникающих у этой организации при использовании полученных из федерального бюджета средств. Такой механизм не позволяет в полной мере обеспечить исполнение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации принципов эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, а также применение бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

В 2014–2015 гг. в Фонд из федерального бюджета в виде субсидий направлено 7,5 млрд. рублей. В минувшем году было направлено 7,2 млрд. рублей.

При этом в Минэкономразвития России при обосновании бюджетных ассигнований отсутствовала информация о сметной стоимости инвестиционных проектов, наличии проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы, решениях о предоставлении земельных участков под строительство, а также об объемах финансового обеспечения проектов за счет средств региональных бюджетов.

В результате средства, выделенные Фонду из федерального бюджета в 2014–2015 гг., по мнению Счетной палаты, значительно превышали его реальные потребности и могли быть предоставлены в более поздние сроки. Министерство не осуществляло должный контроль за использованием субсидий и полученных доходов от размещения временно свободных денежных средств. На момент проверки отчетность Фонда об использовании субсидий не была приведена в соответствие с Правилами предоставления субсидий.

Под рубрикой «Что показали проверки» опубликована статья «Доходы федерального бюджета за пользование недрами могут быть выше». Она также основана на материалах проверки Счетной палаты Российской Федерации.

В статье рассказывается о  рисках недостижения отраслевых стратегических приоритетов в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы и развития охотничьего хозяйства в рамках госпрограммы «Воспроизводство и использование природных ресурсов».

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации не на должном уровне осуществляло координацию реализации Стратегии развития геологической отрасли до 2030 года.

На заседании Коллегии Счетной палаты было отмечено, что на федеральном уровне отсутствует надлежащая система государственного управления ресурсами животного мира, отсутствует комплексная система учета и мониторинга численности мигрирующих животных.

«Фитосанитарный контроль снижает риски» - так называется материал, в котором рассказывается, как в нашей стране осуществляется продовольственная безопасность.

Ежегодно в мире из-за вредителей и болезней растений теряется до 25% потенциального урожая продовольственных культур.

В Россию ежегодно ввозится около 30 млн. т подкарантинных грузов из 120 стран мира, в которых выявляется более 30 видов карантинных вредных организмов. В настоящее время государственный карантинный фитосанитарный контроль осуществляется в 212 пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также на 291 складе временного хранения.

Карантинная фитосанитарная безопасность является составной частью продовольственной безопасности Российской Федерации. В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного комплекса, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности, Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией.

Под рубрикой «Компетентность и требовательность» опубликованы два материала «За продажу сим-карт без полномочий – к ответу» и «Деятельность интернет-страницы признана незаконной», в основу которых положены проверки Роскомнадзора.

В них речь идет о законности реализации сим-карт и о признании незаконной деятельности интернет-страницы, нарушающей права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также о  признании информации, распространяемой посредством сети Интернет на соответствующей интернет-странице, информацией, обрабатываемой с нарушением законодательства в области персональных данных.

В статье «Уникальная природа Арктики под особым контролем», публикуемой под традиционной рубрикой «На страже закона и порядка», рассказывается о создании в Генеральной прокуратуре Российской Федерации специализированного подразделения по надзору за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды и защиты арктической природы.

Перед подразделением поставлена главная задача по активизации (прежде всего в Арктической зоне) прокурорского надзора за исполнением федеральными органами исполнительной власти, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций законодательства в сфере охраны недр, земель, атмосферного воздуха, объектов животного мира, лесных, водных и водных биологических ресурсов, законодательства об отходах производства и потребления, экологической экспертизе. Одним из приоритетных направлений работы является пресечение фактов хищений природных ресурсов и загрязнения экосистем на особо охраняемых природных территориях.

Создание отдела направлено на обеспечение эффективной координации работы прокуроров субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону, и специализированных природоохранных прокуроров.

На арктических территориях, расположенных в республиках Коми и Саха (Якутия), в Красноярском крае, в Архангельской и Мурманской областях, в Ненецком, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, надзор за исполнением природоохранного законодательства сотрудниками подразделения уже осуществляется. Только в Ямало-Ненецком автономном округе природоохранной прокуратурой выявлено более 200 нарушений законодательства. Для их устранения внесено свыше 50 представлений. По инициативе прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 60 должностных лиц.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» публикуется также подборка информационных сообщений под общим заголовком «Предупреждение и пресечение преступлений - важная задача правоохранительных органов», подготовленная по материалам пресс-службы МВД России.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ