логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 10, 2017

ДОБИВАТЬСЯ ЕДИНОГО ПОРЯДКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРОЦЕДУР И ИХ ПРОЗРАЧНОСТИ

В десятом номере издания публикуются актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей «Добиваться единого порядка предпринимательских процедур и их прозрачности». В ней речь идет о приведении нормативных правовых актов в соответствие с исчерпывающим перечнем процедур в сфере жилищного строительства.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № Пр-2901 Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах поручено обеспечить контроль за приведением в субъектах Российской Федерации нормативных правовых актов в соответствие с исчерпывающим перечнем процедур в сфере жилищного строительства, их практическим применением и оказанием при необходимости органам государственной власти субъектов Российской Федерации методического содействия.

Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 403 и включает в себя 139 процедур. На территории регионов Северо-Западного федерального округа по  результатам контрольных мероприятий нарушения при проведении процедур преимущественно выявлены у органов местного самоуправления. При этом более чем в половине муниципальных образований Мурманской области требованиям не соответствует проведение еще 19 процедур, Республики Коми - 17, Новгородской - 5, Псковской - 4, Архангельской областей - 1. Одной из причин возникновения нарушений является недостаточный уровень квалификации муниципальных служащих.

В целях оказания методического содействия по вопросам применения градостроительных норм и земельного законодательства органы исполнительной власти на регулярной основе проводят с органами местного самоуправления разъяснительную работу, в том числе в форме обучающих семинаров, «круглых столов» и др., разрабатывают типовые административные регламенты предоставления услуг, размещают на своих официальных сайтах реестры описания процедур. Указанные мероприятия формируют на территории регионов единообразный порядок прохождения предпринимателями процедур, а также прозрачность их осуществления.

В результате проделанной работы в среднем по округу сроки прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального и жилищного строительства, сократились до 149 дней (в 2014 году - 219), количество процедур до 13 (в 2014 году - 19).

В статье «Централизованный контроль за медицинской деятельностью восстановлен по всей стране», опубликованной под рубрикой «На контроле Президента», рассказывается о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

2016 год стал своеобразным «рубиконом» для медицинской отрасли. После нескольких лет перерыва был восстановлен централизованный контроль за медицинской деятельностью на всей территории страны.

Росздравнадзором создана система быстрого реагирования на обращения пациентов. Результатом усиления контроля за проведением и качеством перинатальной диагностики стало снижение смертности новорожденных от врожденных пороков развития. Обеспечивается эффективный контроль за строительством и сдачей в эксплуатацию перинатальных центров, а также за организацией диспансеризации в части объемов и качества ее проведения.

По результатам оценки эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности было проведено совершенствование структуры территориальных органов Росздравнадзора и подготовлен переход на риск-ориентированную модель организации. Созданная система лицензионного контроля, основанная на принципах разграничения разрешительных контрольных полномочий, заработала.

Расширение взаимодействия с Федеральной таможенной службой также стало строиться на принципах риск-ориентированного подхода, на основе информации Росздравнадзора о недоброкачественных лекарственных препаратах. Таможенными органами применяется профиль риска, предусматривающий проведение экспертизы качества в лабораторных комплексах Росздравнадзора.

Обеспечена интеграция информационной системы с реестром проверок Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Обеспечен также доступ в формате открытых данных к основным информационным базам и реестрам Росздравнадзора. Службой за год было проведено более 21 тыс. проверок и защищены права 8,5 млн. граждан.

Одним из основных достижений Службы за последние годы стала централизация системы государственного контроля за качеством работ медицинских фармацевтических организаций.

Эффектом от внедрения данной системы станет сокращение нагрузки на подконтрольные субъекты и оптимизация затрат на проведение проверок. И, что принципиально, лицензирующий орган исключен из системы контроля.

Созданная система выборочного контроля лекарственных средств позволила повысить эффективность проводимого контроля, что выразилось не только в увеличении выявления недоброкачественных лекарственных средств, но и в количестве уничтоженных упаковок.

Работа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по всем основным направлениям деятельности строится на системной основе. Росздравнадзор стал гармоничной составляющей российской и мировой системы надзора в сфере здравоохранения, и качество медицинской продукции обеспечивает базовые права граждан на медицинское обслуживание.

«Национальную систему защиты прав потребителей необходимо вывести на новый уровень» так называется материал, в котором рассказывается о защите прав потребителей в нашей стране.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) подготовила Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году». Он является официальным документом, направленным на обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов) и населения нашей страны объективной систематизированной аналитической информацией о результатах федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Доклад служит основой для определения приоритетных направлений деятельности по защите прав потребителей, разработки необходимых мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей, совершенствования нормативно-правового регулирования в этой области.

В докладе говорится об общих результатах осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, приводятся сведения о выявленных случаях причинения вреда жизни и здоровью потребителей, причинения вреда имуществу потребителей в сфере розничной торговли, о фальсификации продукции, о вытеснении нелегального алкоголя из продажи.

Доклад содержит выводы и предложения. В частности, отмечается, что в 2016 году не произошло снижения степени правовой защищенности потребителей. Это было также подтверждено участниками заседания президиума Государственного совета Российской Федерации «О национальной системе защиты прав потребителей», состоявшегося 18 апреля 2017 г. в г. Великий Новгород.

Учитывая стремительное развитие цифровой экономики, изменение подходов к техническому регулированию, появление новых для потребителей рисков, а также в связи с необходимостью совершенствования форм и методов защиты прав потребителей, повышения степени вовлеченности в эти процессы региональных и местных органов власти, общественных объединений потребителей становится очевидным, что данная сфера общественных отношений объективно нуждается в повышенном внимании со стороны государства.

В этой связи по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 18 апреля 2017 г., Президентом Российской Федерации 25 мая 2017 г. утвержден перечень поручений, которым определены важнейшие направления дальнейшего развития национальной системы защиты прав потребителей.

В качестве первоочередной задачи названа необходимость разработки и утверждения Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. Принятие документа стратегического планирования позволит не только определить глобальные направления развития национальной системы защиты прав потребителей, но и гармонизировать основные цели, задачи, показатели такого развития с базовым вектором социально-экономических преобразований основных отраслей российской экономики.

Реализация поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 г. позволит не только вывести национальную систему защиты прав потребителей на новый уровень, расширяющий возможности и гарантии потребителей, но и создаст дополнительные стимулы социально-экономического развития и приведет к повышению качества жизни россиян.

Одним из важных направлений социальной политики Российской Федерации является занятость инвалидов. О мерах по улучшению занятости этой категории граждан говорится в статье «Система трудоустройства инвалидов, желающих работать, совершенствуется», опубликованной под рубрикой «Приоритеты». В основу статьи положены тезисы выступления Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М. Топилина на заседании Правительства Российской Федерации.

В настоящее время всего лишь 25% инвалидов трудоспособного возраста имеют работу. В последние годы Министерством предпринимались значительные усилия, в том числе по оказанию помощи субъектам Российской Федерации в этом направлении. Минтруду России представляется, что эта работа должна перестроиться и исходить не из элементарного субсидирования, а стать системной и приобрести стандартный характер, когда специалисты наблюдают инвалида начиная со школы, ведут профориентационную работу, обучают и помогают трудоустроиться.

Минтруд России ставит задачу к 2020 году удвоить занятость инвалидов и для этого подготовил соответствующие предложения.

Пока проблемной остается тема, связанная с вакансиями, рабочими местами для инвалидов. Не полностью еще решена также проблема доступности, в том числе транспортной доступности рабочих мест. Поэтому когда речь идет о решении проблемы занятости инвалидов, это связано с ее комплексным, многоступенчатым характером, а не только с вопросами самого трудоустройства.

С 2017 года Минтруд России запустил такой проект, как федеральный реестр инвалидов. В нем содержатся сведения о лицах с ограниченными возможностями. В перспективе он станет базой данных и инструментом для того, чтобы люди могли получать, в том числе, услуги по различным реабилитационным направлениям и по трудоустройству в удобной для себя форме. Теперь в Минтруде России имеются полные данные о том, сколько в Российской Федерации инвалидов первой, второй, третьей группы. Но этого пока недостаточно, чтобы работать персонифицировано по различным технологиям с лицами, у которых есть нарушения слуха, нарушения с передвижением.

Минтрудом России подготовлен приказ, в соответствии с которым для работодателей и для всех органов исполнительной власти установлены требования к рабочим местам применительно к инвалидам: какие требования устанавливаются для инвалидов по зрению, какие для инвалидов по слуху, какие для лиц, передвигающихся в креслах-колясках. Это позволит единообразно, с учетом отдельных особенностей подходить к созданию специализированных рабочих мест.

Сейчас Минтруд России вместе с Министерством образования и науки Российской Федерации готовит мероприятия, связанные с тем, чтобы максимально адаптировать к приему инвалидов как сами учебные заведения, так и учебный процесс.

В рамках программы «Доступная среда» на 2017 год выделяется из федерального бюджета почти 2 млрд. рублей, чтобы продолжать адаптацию школ, средних специальных учебных заведений и высших учебных заведений. Процесс приспособления школ к потребностям инвалидов идет безостановочно. Достаточно отметить, что за минувшие годы приспособили практически 20% всех школ. Что касается средних специальных и высших учебных заведений, то такая работа только начинается и требует продолжения. Минтруд России исходит из того, что к 2020 году после окончания учебных заведений должны трудоустраиваться до 90% инвалидов.

Уже второй год в автоматическом режиме вся информация с характеристиками и особенностями инвалидов попадает из медико-социальной экспертизы в учреждения занятости, здравоохранения, образования, культуры. Эти учреждения должны вырабатывать соответствующую траекторию действий применительно к каждому инвалиду, исходя из его особенностей. Это все будет находить отражение в реестре инвалидов. То есть Минтруд России переходит от общей работы к точечной работе с каждым конкретным гражданином.

На портале «Работа в России» Министерством был создан специализированный раздел для инвалидов, облегчающий им поиск рабочих мест. В настоящее время в банке данных насчитывается 70 тыс. рабочих мест. Конечно, этого совсем недостаточно, и в проекте плана мероприятий Минтруд России ставим задачу, чтобы к 2020 году на портале «Работа в России» имелось до 200–250 тыс. рабочих мест для инвалидов. Это очень важная информационная поддержка соответствующей категории граждан.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации рассмотрела результаты проверки использования в 2013–2015 годах и истекшем периоде 2016 года государственных средств, направленных на организацию и функционирования комплексной системы управления водными ресурсами в рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» и государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» на территории Южного федерального округа». Об этом говорится в статье «Выделенные на строительство гидросооружений средства использованы неэффективно».

Счетной палатой в работе ряда территориальных органов выявлены недостатки и нарушения. Например, установлено, что Кубанским бассейновым водным управлением (БВУ) в ходе реализации заключенного в 2012 году с ООО «Севкавгеопроектстрой» контракта по объекту «Берегоукрепительные работы на реке Белая» в нарушение действующего законодательства в проектно-сметную документацию были внесены изменения по составу и объемам работ на сумму 10 млн. рублей. В Нижне-Волжском БВУ были оплачены фактически невыполненные работы по доработке проекта нормативов допустимого воздействия по бассейнам рек Урал и Волга на общую сумму 1,5 млн. рублей. Кубанским БВУ до настоящего времени не утверждены правила использования 7 водохранилищ и 3 гидроузлов, Нижне-Волжским БВУ – 19 водохранилищ. Тем не менее, в 2011–2014 гг. данными территориальными органами Росводресурсов на эти цели были использованы средства федерального бюджета в объеме 169 млн. рублей.

По мнению Счетной палаты, отсутствие утвержденных правил по упомянутым объектам усложняет их использование и увеличивает риски возникновения ЧС. Кроме того, Нижне-Волжским и Кубанским БВУ в Государственный водный реестр не внесены 8 уже введенных в эксплуатацию гидротехнических сооружений.

Особого внимания заслуживает проблема организации финансирования мероприятий по обеспечению безопасности береговой линии Черного и Азовского морей. Ведомственная принадлежность берегозащитных сооружений, подвергающихся негативному воздействию вод, не определена, их содержание и эксплуатация не осуществляются.

Полномочия ликвидированного в 2013 году Министерства регионального развития Российской Федерации до настоящего времени никому не переданы. Таким образом, поручение Президента Российской Федерации о разработке программного документа по сохранению и комплексному развитию Азово-Черноморского побережья не исполнено.

По фактам, имеющим признаки коррупционных нарушений и ущерба, Счетная палата приняла решение направить обращения в Следственный комитет Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации и ФСБ России.

В статье «Задача по обеспечению доступности дошкольного образования в полном объеме не выполнена», основанная на материалах Счетной палаты Российской Федерации, рассказывается о реализации мероприятий по  модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013-2015 годах и модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013-2015 годах в правительстве Воронежской области.

Как показал проведенный анализ, в 2013–2015 гг. на мероприятия по модернизации региональных систем дошкольного образования из федерального бюджета было выделено 130 млрд. рублей, из бюджетов регионов – 82,3 млрд. рублей.

По итогам реализации указанных мероприятий создано более 1,1 млн. мест, из них за счет федерального бюджета – почти 700 тыс. мест. Плановое значение по созданию мест, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидий, в 2013 году перевыполнено на 11%, в 2014 и 2015 гг. – не выполнено на 5 и 10,2%, соответственно. В Воронежской области исполнение составило более 100% от плана.

Вместе с тем задача по обеспечению 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, поставленная в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599, в полном объеме пока не выполнена. По итогам 2015 года доступность дошкольного образования для детей указанной возрастной категории составила 98,97%. На 1 января 2016 г. в очереди стояло 62 тыс. детей. На 1 ноября очередность увеличилась почти до 65 тысяч. Кроме того, в очереди находятся более 391 тыс. детей до 3 лет.

Проведенный анализ также показал, что соглашения с регионами о предоставлении субсидий из федерального бюджета заключались с нарушениями правил их предоставления. Например, с рядом регионов соглашения были заключены в отсутствие предусмотренного правилами утвержденного комплекса мероприятий. Кроме того, утвержденные регионами комплексы мероприятий не содержали всех мероприятий, предусмотренных правилами. В основном в комплексах мероприятий отсутствовали мероприятия по поддержке развития негосударственного сектора дошкольного образования. При том, что Указом Президента Российской Федерации № 599 было поручено развивать частные дошкольные образовательные учреждения, в настоящее время, по данным статистики, частный сектор дошкольного образования составляет менее 2%. При этом в ряде регионов частных садов вообще нет.

Под рубрикой «Продовольственная безопасность» опубликован материал «Экспорт зерна из России неуклонно растет». В нем представлены сведения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору об объемах экспорта зерна и продуктов его переработки, о странах, куда направляется наше зерно.

По данным территориальных управлений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на основании выданных фитосанитарных сертификатов, с территории Российской Федерации в 2016/17 сельскохозяйственном году на 26 июня 2017 г. экспортировано 41,8 млн. т зерна и продуктов его переработки, что больше объемов 2015/16 гг. на 1,4 млн. т, (40,5 млн. т), на 13% больше среднегодового значения за 2014/15 – 2015/16 гг.

Количество стран-импортеров российской продукции составило 126 стран (127 стран в 2015/16 гг., 117 – в 2014/15 гг.).

Экспорт российской продукции формировали поставки зерновых культур – 35,6 млн. т, что составило 85% от экспорта (рост на 3% к 2015/16 гг. и 13% к среднему значению 2014/15-2015/16 гг.).

В статье «Усилен контроль за расходами чиновников», публикуемой под традиционной рубрикой «На страже закона и порядка», рассказывается о деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства о контроле за соответствием расходов чиновников их доходам в первом полугодии 2017 года.

Федеральным законом № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» с 1 января 2013 года в России введен контроль за крупными расходами государственных и муниципальных служащих, а также работников организаций государственного сектора. Этот контроль предполагает проведение специальной проверки, по результатам которой в случае неподтверждения законности происхождения имущества, прокурор обращается в суд с исковым заявлением о его обращении в доход государства. При этом обязанность по доказыванию законности приобретения такого имущества возложена на чиновника.

Результаты работы свидетельствуют о последовательном наращивании усилий органов прокуратуры в данном направлении. Только в первом полугодии 2017 года прокурорами инициировано более 200 процедур контроля, что в полтора раза больше, чем в первом полугодии 2016 года. За 6 месяцев этого года в суды направлено 17 исковых заявлений об обращении в доход государства движимого и недвижимого имущества на общую сумму свыше 75 млн. рублей. С учетом ранее направленных исковых заявлений судом удовлетворено 13 исков на сумму 230 млн. рублей. Эта сумма более чем в 10 раз превышает показатель первого полугодия прошлого года.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» публикуется также подборка информационных сообщений под общим заголовком «Преступления экономической направленности пресечены сотрудниками полиции», подготовленная по материалам пресс-службы МВД России.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ